НАК “Нафтогаз Украины” опубликовала годовой отчет группы за 2014 г., включая консолидированную финансовую отчетность и независимый аудит, проведенный аудиторской компанией Deloitte.
Отчет «Нафтогаза» за 2014 г. выходит на несколько месяцев позже традиционного для международных компаний срока. Хотя на этот раз отставание удалось значительно сократить по сравнению с отчетом за 2012 г. и 2013 г., менеджменту группы пришлось потратить дополнительное время на проведение работы, которая не выполнялась много лет. В частности, для подготовки этого документа впервые с 2009 г. была проведена переоценка запасов углеводородов и оценка основных средств. Эти работы по заказу «Нафтогаза» выполнили международные компании Ryder Scott и EY, соответственно.
Некоторые данные были собраны специально для этого отчета и раскрываются впервые. В частности, компания PWC провела подробный анализ дебиторской задолженности группы, который был использован в подготовке годового отчета и будет обнародован в полном объеме в ближайшее время.
В этом году отчет включает не только аудированную консолидированную финансовую отчетность, а и подробную информацию о структуре и деятельности группы, обсуждение стратегии и результатов работы в отчетном периоде. Этот отчет является первым подробным и полностью актуальным документом о деятельности группы, открытым для общественности.
Полтора года, о которых говорится в отчете, стали для «Нафтогаза» периодом больших вызовов и изменений.
Политика “газового” популизма предыдущих правительств и связанное с ней искаженное ценообразование привели к зависимости «Нафтогаза» от компенсаций из государственного бюджета, накоплению долгов предприятиями группы и расцвету коррупционных посреднических схем на торговле газом.
Украина была почти на 100% зависимой от импорта газа из России и несла убытки от нерыночных условий поставок. Результатом неспособности решить эти проблемы в течение многих предыдущих лет, а также вооруженной агрессии России против Украины в 2014 г., стал убыток группы в 88,4 млрд. грн. за прошлый год.
В течение отчетного периода, в условиях стремительной девальвации гривны, «Нафтогазу» пришлось возвращать многомиллиардные, в основном, валютные долги, покрывать неоплаченные предыдущим руководством счета за импортированный газ и находить средства на закупку газа для украинских потребителей на следующий отопительный сезон.
С учетом одностороннего увеличения цены российского газа более чем на 80% в апреле 2014 г., «Нафтогаз» был вынужден найти способы покрытия дефицита денежных средств в объеме более 142 млрд. грн.
Благодаря действиям нового менеджмента, в частности, уменьшению цены импортируемого газа, эту сумму удалось сократить почти на четверть – до 108,6 млрд. грн. Около 96,6 млрд. грн. этого дефицита было покрыто за счет финансирования из государственного бюджета, остальное – за счет рефинансирования и реструктуризации части кредитов.
Несмотря на сложные начальные условия, при поддержке правительства и международных партнеров Украины новому руководству группы удалось не только выполнить долговые обязательства и обеспечить потребителей газом.
Было сделано также много шагов для исправления старых системных проблем. В отчете говорится, в частности, об открытии словацкого маршрута поставок газа в Украину, упорядочении отношений с «Газпромом», о действиях по ликвидации коррупционных схем и увеличению прозрачности группы. Объяснена также новая политика «Нафтогаза» по подбору персонала, в частности, на руководящие должности в предприятиях группы.
Кроме того, была начата реформа «Нафтогаза» и всего газового рынка Украины. В результате этой реформы в Украине будут внедрены те же правила работы, которые действуют в странах Евросоюза. Конечной целью реформы является конкуренция поставщиков за потребителя, внедрение эффективных механизмов предотвращения коррупции, создание условий для привлечения инвестиций в добычу газа и энергосбережения в Украине.
Начавшаяся реформа рынка газа предусматривает отказ от неэффективной и расточительной концепции “дешевого газа для всех”, при которой потери «Нафтогаза» компенсируются из государственного бюджета. Вместо этого будет внедрена модель рыночного ценообразования с предоставлением адресной государственной поддержки непосредственно потребителям, которые нуждаются в помощи для оплаты счетов, замене систем отопления и утеплении домов. “Было бы чрезвычайным преувеличением сказать, что все идет легко и без неожиданных, иногда очень неприятных, сбоев. Но невозможно также отрицать, что сегодня во всех органах государственной власти и крупнейших государственных предприятиях есть больше, чем когда-либо, людей, настроенных сделать, наконец, качественный – без иронии – евроремонт в Украине. Мы закладываем фундамент для стабильного роста в последующие годы, благодаря которому Украина будет сильным и самостоятельным государством”, – подытожил результаты отчетного периода Андрей Коболев, председатель правления «Нафтогаза».
Обсуждение результатов деятельности «Нафтогаза» в 2014 г. составляет меньшую часть документа. Его большая часть объясняет выбранную руководством группы стратегию развития и место «Нафтогаза» в общем контексте реформы газового рынка Украины.
Кроме того, отчет содержит информацию о ключевых рынках предприятий группы «Нафтогаз» (добыча, транспортировка и поставка газа и нефти) и о месте и роли этих компаний на каждом из рынков.
Отдельные разделы отчета посвящены вопросу реформы корпоративного управления «Нафтогаза», важности рыночного ценообразования на газ, информационной политике группы и новым подходам к управлению персоналом. Впервые в отчет включена информация по корпоративной, социальной и экологической ответственности группы.
Последняя часть годового отчета содержит аудированную консолидированную финансовую отчетность группы за 2014 г. с примечаниями менеджмента и анализом ключевых результатов, а также аудиторское заключение международной компании Deloitte к этой отчетности. Она базируется на новых оценках запасов углеводородов и основных средств. (Управление по связям с общественностью Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”/Энергетика Украины и мира)