Окончательная редакция второй федеральной целевой программы по ядерной и радиационной безопасности будет утверждена правительством РФ до конца года. Об этом в ходе прошедшей 9-10 ноября в Москве VIII Международной выставки и конференции “АтомЭко” заявил генеральный директор госкорпорации “Росатом” Сергей Кириенко.

Программа рассчитана на период до 2030 г., она будет состоять из трех этапов по пять лет. Кириенко приветствовал появление новых идей и предложений для реализации в рамках программы в зависимости от появления новых вызовов и освоения новых технологий, отметив, что механизм корректирования достаточно гибок.

Кроме того, глава «Росатома» рассказал об итогах реализации ФЦП “Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.”. “То, что нам удалось сделать за последние годы – кардинально переломить ситуацию с проблемой экологической безопасности в атомной отрасли – было возможно только как результат совместной работы”, – отметил Кириенко. Он также обратил внимание на то, что, несмотря на секвестр на 6%, показатели реализации программы не только не уменьшились, но интегральный индекс выполнения ФЦП ЯРБ превысил 108%. “Завершая ФЦП ЯРБ-1, мы теперь переходим к ФЦП ЯРБ-2, в которой уже не стоит задача предотвращения наиболее катастрофического последствия развития событий. Это удалось решить в первой программе. А вот вывод объектов из контролируемого в окончательно безопасное состояние с последующей ликвидацией, развертывание и создание полноценной инфраструктуры и окончательная изоляция всех накопленных неудаляемых РАО – это задача ФЦП ЯРБ-2, которая будет действовать до 2030 г.”, – пояснил гендиректор госкорпорации.

Изначально целью первой целевой программы было снять риск масштабных аварий на объектах советского ядерного наследия за 60 с лишним лет функционирования атомной отрасли и, в первую очередь, от реализации военного проекта Советского Союза. “Цель номер один была снять риски аварий, вторая цель – привести эти отходы хотя бы в стабильное контролируемое состояние, – напомнил Кириенко. – Вопрос тогда не шел о том, чтобы ликвидировать полностью объекты наследия, но хотя бы привести их в стабильное контролируемое состояние, сформировать законодательную базу, которая позволит решать возникающие вопросы, и сформировать механизм гарантированного обеспечения и финансирования”.

Первой ключевой проблемой, которую было необходимо решить в рамках ФЦП, стала критическая заполненность хранилищ РАО. “Хранилища отработанного топлива и радиоактивных отходов были заполнены на атомных станциях с реакторами РБМК на 96%, похожая ситуация была с топливом исследовательских реакторов в научных центрах, было критичное заполнение хранилищ на “Атомфлоте”. За счет реализации программы мы на сегодняшний день вышли на уровень заполнения 49%, что является абсолютно приемлемым и создает нам запас примерно лет на 20 гарантированной стабильной работы без запуска новых капитальных объектов. В результате этого сняты технологические риски остановки объектов, а самое главное – вопрос о том, в каком виде хранилась часть отработанного топлива, в том числе и дефектного отработанного топлива с подводных лодок, например”, – рассказал глава «Росатома».

Вторым вызовом стала задача по предотвращению крупных катастроф на открытых водоемах с РАО. Самым опасным из них было озеро Карачай в Челябинской области, занимающее 36 га и имеющее 120 млн. кюри радиоактивности. Основной риск состоял в том, что в случае стихийного бедствия, например, смерча, радиоактивная вода могла быть поднята в воздух и пронесена по непредсказуемому маршруту. К концу этого года озеро будет полностью засыпано, при этом в грунте будут пробурены контрольные скважины, позволяющие контролировать и осуществлять мониторинг перемещений и изменений радиоактивности в воде под землей.

По Теченскому каскаду водоемов в Челябинской области были выполнены все запланированные работы по построению общесплавной канализации. “Полностью изменена система безопасности, плотина переведена в первую категорию надежности (выше не бывает), выстроены пороги-регуляторы, выстроены системы контроля, исключено повышение допустимых уровней концентрации”, – сообщил глава госкорпорации.

Также в рамках ФЦП в безопасное состояние были приведены реакторы – наработчики урана, топливо из них было выгружено. Впервые в мире российским атомщикам удалось полностью законсервировать уран-графитовый реактор на СХК, была отработана технология, при этом обоснование безопасности обеспечено более чем на тысячу лет.

Были проведены работы и по объектам, которые исторически не входили в контур атомной отрасли. В частности, речь идет о плавтехбазах и атомных подводных лодках. Полностью утилизирована плавтехбаза “Володарский”, ПТБ “Лепсе” поднята на стапельную плиту и начата ее разделка. Важно, что на фоне секвестра ФЦП удалось не просто не превысить расходы по этому направлению, но и перевыполнить показатели.

В России была создана система радиационного мониторинга АСКРО, с помощью которой информацию о радиационном фоне в районе радиационно-опасных объектов может получить любой желающий в режиме реального времени через интернет.

Параллельно с задачей утилизации старого отработанного топлива и отходов в “Росатоме” ключевой задачей считают переход на новое поколение технологий с выходом на замыкание ядерного-топливного цикла. Это позволит уменьшить выход любого типа отходов. Для решения этой задачи реализуются проекты с быстрыми реакторами и технологией переработки ОЯТ, для чего в сентябре этого года в Красноярском крае на Горно-химическом комбинате был запущен завод по производству МОКС-топлива для быстрых реакторов, напомнил Сергей Кириенко.

Также в пленарном заседании приняли участие председатель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Антон Цветков, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Ферапонтов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев, заместитель руководителя ФМБА России Владимир Романов, руководитель Дивизиона по радиологической защите и обращению с радиоактивными отходами Агентства по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (АЯЭ ОЭСР) Михаэль Зиман.

Впервые в рамках “АтомЭко-2015” прошла Международная конференция “Вывод из эксплуатации ядерных объектов: стратегии, практики и вызовы”, организованная АЯЭ ОЭСР при поддержке госкорпорации “Росатом”. В конференции приняли участие представители компаний, осуществляющих деятельность в области вывода из эксплуатации ядерных объектов, входящих в контур управления госкорпорации “Росатом”, эксперты АЯЭ ОЭСР и представители зарубежных компаний, таких как: JAPCO (Япония), ENSI (Швейцария), JAVYS (Словакия), EDF (Франция), NUKEM Technologies (Германия), NDA (Великобритания), SOGIN (Италия), Belgoprocess (Бельгия), M+W UK (Великобритания), SSM (Швеция) и других. Помимо этого в рамках мероприятия были организованы круглые столы с участием ведущих экспертов и специалистов в области обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), сотрудников институтов и предприятий, представителей таких организаций и компаний как: ИБРАЭ РАН, РНЦ “Курчатовский институт”, ФГУП “Атомфлот”, АО “ТВЭЛ”, ФБУ “НТЦ ЯРБ”, ФГУП “РосРАО”, ФГУП “ГХК”, ОАО “Концерн Росэнергоатом”, ФГБУ “ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России”, ФГУП “ПО “Маяк” и других. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий