“Газпром” заказал одним лотом строительство 822 км газопровода “Сила Сибири” за 156 млрд. руб., следует из тендерной документации компании. Заявку на конкурс можно будет подать до 8 декабря 2015 г., а сам тендер пройдет 11 декабря. Таким образом, строительство 1 км газопровода на этом участке компания оценивает в 189 млн. руб.
Для сравнения: в конце ноября “Газпром” впервые дал оценку газопроводу “Ухта – Торжок – 2” – 217 млрд. руб. При общей длине трубы в 970 км и строительстве восьми компрессорных станций стоимость 1 км этого маршрута компания оценила в 223,7 млн. руб. (в ценах 2010 г.). В случае с “Силой Сибири” в стоимость работ не входит закупка труб, напоминает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. С их учетом один километр “Ухта – Торжок – 2” обойдется компании в $7,5 млн., а “Силы Сибири” – в $8,2 млн. в ценах 2010 г. и 2011 г. соответственно, говорит Корчемкин. “Газпром” уже приобрел более половины необходимых ему для “Силы Сибири” труб, потратив на это более 80 млрд. руб.
Длина “Силы Сибири” составит 3246,8 км, а оценка инвестиций “Газпрома” в его строительство – 800 млрд. руб. в ценах 2011 г. (на газопроводе будет построено также восемь компрессорных станций), говорится в данных компании. Даже за вычетом затрат на компрессорные станции 1 км “Силы Сибири” получается дешевле 1 км “Южного коридора”, трасса которого проходит в степях юга России. Но затраты на “Силу Сибири” значительно вырастут в ходе строительства, считает Корчемкин. Стоимость строительства линейной части магистрального газопровода “Сила Сибири” стала в среднем ниже на 5% стоимости первых участков строительства, парирует представитель “Газпрома”.
Победителю конкурса на 156 млрд. руб. нужно будет построить четыре нитки газопровода: участки Ленск – Салдыкельская (93,4 км), Салдыкельская – Олекминская (254,7 км), Олекминская – Амгинская (239 км), а также Амгинская – Нимнырская (235 км). “Газпром” уже объявлял в начале сентября тендеры по второму и третьему участкам, однако шесть раз переносил сроки рассмотрения заявок из-за просьб участников разъяснить смету проектов, а также уточнить техзадания, говорит аналитик компании IST-budget Ян Хельм. В отличие от ранее объявленных текущий лот сформирован на полный комплекс работ под ключ: строительство линейной части, крановых узлов, вдольтрассовых технологических проездов и т. д., поясняет представитель газовой компании. Он объясняет, что “Газпром” решил выбрать единого подрядчика на весь комплекс работ, чтобы “оптимизировать затраты, обеспечить надлежащее качество работ и сформировать единый центр ответственности”.
У “Газпрома” ограниченное число подрядчиков, способных реализовать столь масштабный проект в сжатые сроки (согласно техзаданию строительство 822 км “Силы Сибири” должно завершиться в конце июня 2018 г.), говорит один из подрядчиков “Газпрома”. “Доверить стройку можно “Стройгазмонтажу” Аркадия Ротенберга, “Стройгазконсалтингу” или “Стройтрансгазу” Геннадия Тимченко. Он уже в марте 2015 г. получил без конкурса первый генподряд на 208 км “Силы Сибири” и скорее всего продолжит строить газопровод, говорит источник “Ведомостей”. В России не так много игроков, способных оперативно мобилизовать ресурсы под такую стройку, соглашается замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Скорость строительства – 822 км за 2,5 года – вполне реальна и сопоставима со скоростью строительства “Северного потока” (с поправкой на более сложные климатические и инфраструктурные условия), отмечает он.
Та компания, которая выиграет конкурс на строительство “Силы Сибири”, в ближайшее время вряд ли сможет участвовать в европейских проектах “Газпрома”, говорит один из потенциальных участников тендера. Ведь для строительства трубопровода до Китая придется перебазировать технику, людей и другие ресурсы, так что сил и времени для работы на нескольких фронтах у компании просто может не хватить. Тем более с учетом логистики генподрядчикам удобнее и выгоднее участвовать в европейских проектах газовой монополии, отмечает источник “Ведомостей”. Но такой крупный тендер потенциально интересен для любой компании.
Представители “Стройгазмонтажа” и “Стройгазконсалтинга” отказались от комментариев, представитель “Стройтрансгаза” не ответил на вопросы “Ведомостей”. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)