Российская газовая монополия не намерена платить за сокращение транзита своего газа через территорию Украины по принципу “транспортируй или плати” (ship-or-pay), тем более по новым тарифам. “Нафтогаз” настаивает, что это требование проевропейского Закона “О рынке природного газа” и принцип работы газопоставляющих компаний в ЕС.
Еще 30 декабря 2015 г. директор по развитию бизнеса НАК “Нафтогаз Украины” Ю. Витренко в Facebook отметил, что “Украина наконец-то радикально подняла “Газпрому” ставку транзита” по своей территории. И что это решение было принято в полном соответствии с европринципами. И что таким образом многолетним усилиям “Газпрома” по обходу Украины дан достойный ответ. Хотя чиновник предусмотрительно не уточнил, насколько именно увеличили эту ставку.
На тот момент ставка транзита российского газа по территории Украины составляла $2,7 за транспортировку 1 тыс. куб. м на 100 км. Теперь же, согласно новой методике расчета, она должна составить для “Газпрома” в точках входа в ГТС Украины от $12,7.
Держателем “транзитного” контракта от 19 января 2009 г. является “Нафтогаз”. Он и счет “Газпрому” выставляет, и плату за это получает. Правда, с каждым годом все меньше из-за сокращения почти на 40% объема транзита российского газа в ЕС. Главным образом потому, что в этом контракте отсутствует основополагающий принцип “транспортируй или плати”. Мощности украинской ГТС зарезервированы под изначально обещанный объем транзита до 110 млрд. куб. м, но в последние годы он едва превышает 60 млрд.
Анонсированному повышению ставки транзита (оператором ГТС является ПАО “Укртрансгаз”) предшествовало заявление министра энергетики РФ А. Новака от 28 декабря о том, что РФ начнет переговоры по продлению “транзитного” контракта, скорее всего, ближе к сроку истечения его действия в 2019 г. Также он подтвердил, что Россия намерена строить обходные газопроводы. “Это не значит, что мы полностью уйдем от транзита газа через Украину”, – добавил он.
А уже 29 декабря 2015 г. нацрегулятор – Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, – принял решение о кардинальном повышении тарифов на транспортировку природного газа по территории Украины. Правда, с отсрочкой вступления в действие этого решения до 1 апреля. Мол, пусть теперь все компании и, прежде всего, российский “Газпром” платят по полной.
Регулятор, по идее, независим и волен принимать решения о регулировании тарифов в национальной энерго- и коммунальной отраслях. Но когда подсчитали, сколько придется платить за транспортировку газа не только “Газпрому”, но и другим компаниям, поставляющим газ в Украину и по ее территории, в том числе из ЕС, то ужаснулись. После чего стали говорить, что новые ставки и сама методика их установления будут обкатываться в течение первого квартала 2016 г.
А 22 января 2016 г. глава Антимонопольного комитета сообщил, что принято решение оштрафовать “Газпром” на 85 млрд. грн. за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа Украины. И на выплату АМКУ отвел “Газпрому” два месяца.
Но уже 28 января глава Минэнергоугольпрома В. Демчишин заявил, что Украина будет брать с России… старую цену за транзит газа. И она, мол, не изменится до тех пор, пока “Нафтогаз” и “Газпром” не подпишут новое соглашение или пока суд Стокгольма не вынесет соответствующее решение.
“У нас сейчас нет базы для того, чтобы (выставить счета “Газпрому”) по новым тарифам, потому что не подписан договор. Мы работаем по тем договорам, которые существуют”, – сообщил Демчишин.
Все это, надо полагать, будет включено в список претензий “Нафтогаза” к “Газпрому” в Стокгольмском арбитраже, куда НАК обратилась в октябре 2014 г. с иском к “Газпрому” по “транзитному” контракту, требуя привести его условия в соответствие с евроэнергозаконодательством. Впечатлит ли это арбитров, неизвестно. В НАКе ожидают решения, разумеется, в свою пользу, уже во втором полугодии 2016 г. (Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)