Белорусская АЭС соответствует требованиям Конвенции Эспо, сообщил заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью литовской газете Lietuvos Rytas.
Отвечая на вопрос о претензиях по поводу соответствия требованиям Конвенции Эспо, Михаил Михадюк сказал: “Те, кто так говорит, наверняка эту Конвенцию не читали”.
Этот многосторонний международный договор определяет процедуру взаимодействия между странами в ситуации, когда одна из них планирует какую-либо деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду в другой. Конвенция не содержит никаких специфических требований к проектам АЭС.
Предусмотренная Конвенцией Эспо процедура взаимодействия включает несколько этапов. Стране происхождения необходимо разработать отчет об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемого к сооружению объекта, провести его обсуждение с затрагиваемой страной на уровне должностных лиц и экспертов, в формате общественных слушаний. Полученные в ходе такого обсуждения замечания и предложения затрагиваемой страны должным образом учитываются при принятии окончательного решения.
ОВОС Белорусской АЭС был разработан и в 2009 г. направлен заинтересованным странам. В 2010 г. состоялись международные консультации по этому отчету в Австрии, Латвии, Литве, Польше и Украине. В Австрии, Литве и Украине были проведены общественные слушания. Доработанный с учетом поступивших замечаний и предложений отчет об ОВОС Белорусской АЭС в феврале 2011 г. был направлен заинтересованным сторонам и в Секретариат Конвенции Эспо. Все участвующие страны, кроме Литвы, остались удовлетворены результатами обсуждений.
“В 2013 г. с учетом направленной Литвой жалобы в Конвенцию Эспо мы передали литовской стороне текст отчета об ОВОС Белорусской АЭС, переведенный на литовский язык. То есть, в общей сложности отчет направлялся в Литву трижды: предварительная версия и окончательная (доработанная с учетом поступивших замечаний и предложений) на английском языке и окончательная – на литовском”, – напомнил Михаил Михадюк.
Летом 2013 г. белорусская сторона предложила литовскому правительству провести в Вильнюсе консультации с общественностью и госорганами Литвы. “Однако, к сожалению, литовская сторона выбрала тактику процедурных уловок, чтобы затянуть принятие нами окончательного решения о строительстве АЭС. В этой ситуации мы были вынуждены организовать встречу с общественностью Литвы в Островце. Я принимал участие в этой встрече, это были полноценные общественные слушания, с многочисленными вопросами, вопросами сложными и острыми. Полная видеозапись мероприятия размещена в интернете. К слову, мы приглашали приехать на это мероприятие и литовских экспертов, и литовские министерства, и литовских парламентариев, однако они видимо не сочли нужным это сделать”, – констатировал замминистра.
“В 2014 г. нами была подготовлена и направлена всем пяти упоминавшимся заинтересованным странам так называемая программа послепроектного анализа. Суть ее заключается в том, что Беларусь собирает данные мониторинга экологической и радиационной обстановки и предоставляет их странам – участницам программы для того, чтобы совместно и прозрачно оценить правильность сделанных выводов о воздействии АЭС на окружающую среду. Единственной страной, которая не торопится с нами работать по этой программе, является Литва”, – рассказал Михаил Михадюк.
“То есть, Беларусь свои обязательства по Конвенции выполнила. Литовская же сторона продолжает использовать метод “заезженной пластинки”, просто игнорируя объективную действительность”, – резюмировал он. (БЕЛТА/Энергетика Украины и мира)