Нефтяной спор “Татнефти” и группы “Приват” обернется многомиллионными потерями для Украины.
На прошлой неделе между бывшим и нынешними акционерами ПАО “Укртатнафта” обострился конфликт. Судьба этого спора будет определяться лондонским арбитражем, поэтому шансы сторон будут равными на протяжении всего процесса, а интрига с именем победителя сохранится до последнего. Но даже в случае проигрыша у Игоря Коломойского будет преимущество перед соперником: погасить возможные потери он сможет государственными активами.
На днях агентство Bloomberg сообщило об обездвиживании зарубежных активов крупных бизнесменов Украины. В соответствующем решении Лондонского суда от 22 апреля говорится, что аресту подлежат французская вилла и 20 гектар земли в Верхней Савойе (Франция) Игоря Коломойского, и несколько объектов недвижимости Геннадия Боголюбова в Лондоне, включая дом на площади Белгравия недалеко от ворот Букингемского дворца. Также под удар попало имущество главы “Укртатнафты” Павла Овчаренко, и ситуативного бизнес-партнера “Привата” – харьковского магната Александра Ярославского.
Усилиями этого квартета несколько лет назад структуры российской компании “Татнефть” были вытеснены из состава учредителей украинского ПАО “Укртатнафта”, которому принадлежит Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. Тогда по свежим следам компания Рустама Минниханова с помощью судов пыталась восстановить свой пакет в этом предприятии с 8,3% до прежних 55,7%, но потерпела фиаско. Сейчас у татар вторая попытка. Вышеупомянутое решение Лондонского суда принято в качестве обеспечительной меры в рамках дела о поставках нефти на Кременчугский НПЗ, инициированного “Татнефтью”. В частности, в ее иске говорится, что она требует возместить $334 млн. ущерба и проценты за то, что в 2009 г. вышеперечисленные бизнесмены “мошенническим путем” присвоили денежные средства, причитавшиеся ей за сырье, поставленное на украинский завод.
Поскольку этот процесс будет определяться судом, не избалованным увесистыми аргументами, предсказать имя его победителя сейчас невозможно. Правда, если принять во внимание бекграунд прошлых лет, шансов у “Татнефти” все-таки побольше. Речь идет о решении международного арбитража от июля 2014 г., обязавшего государство Украина выплатить российской нефтяной компании $112 млн. компенсации “за насильственный захват” “Укртатнефти”.
Пока что это решение не выполнено только благодаря тому, что “приватовцы” оспаривают его в Апелляционном суде Парижа (рассмотрение жалобы по существу начнется 18 октября 2016 г.). Но подчиненные Игоря Коломойского уже не раз заявляли о готовности компенсировать Украине возможные потери в случае фиаско по этому спору.
Аналогичный анонс “Приват” наверняка озвучит также и по нынешнему “лондонскому” процессу. Правда, даже если события и будут развиваться по такому сценарию, днепропетровский миллиардер не останется в накладе. Проигрыш крупных сумм по делам “Укртатнафты” он может использовать как повод для возобновления процедуры банкротства этого предприятия, которое было возбуждено еще в 2013 г. по инициативе ЧП “Производственно-промышленное предприятие “Агротехбизнес”. По данным “Деловой столицы”, сейчас этот процесс находится в “спящем” режиме (приостановлен на период рассмотрения связанного с ним дела, в рамках которого “Укртатнафта” пытается признать недействительным вексель, предъявленный ей “Агротехбизнесом”). Но в таких условиях банкротство “Укртатнафты” можно возобновить при первой же необходимости, а если этот процесс довести до стадии ликвидации, целостный имущественный комплекс Кременчугского НПЗ может легко перекочевать в новое юридическое лицо, что тем самым обнулит стоимость государственных 43% акций компании. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)