Многие схемы электрической цепи могут быть составлены только из самодельных деталей.
Очень нетрудно, например, сделать электрический патрон для лампочки на 3—6 вольт с винтовым цоколем. Для этого необходимо взять медную проволоку без изоляции диаметром в 0,5—1 мм и длиной в 100—120 см и навить ее на цоколь лампочки, сделав 3—4 полных оборота. Затем лампочку надо вывернуть, а оставшуюся медную пружинку при помощи свободного конца проволоки укрепить на небольшой деревянной панельке. В центре пружинки на панели устанавливается контактный столбик. Сделать его можно из использованного мелкокалиберного патрона или из небольшого гвоздика. Медная пружинка и контактный столбик не должны касаться друг друга.
С одного края панели укрепляются два медных гнезда (вместо гнезд можно взять использованные мелкокалиберные патроны). Одно гнездо соединяется проводом с пружиной, а второе — с контактным столбиком. Все места соединений надо пропаять и в получившийся патрон ввернуть лампочку. Пружинка будет плотно обхватывать цоколь лампочки, а контактный столбик коснется свинцовой напайки.
Чтобы подвести ток к лампочке, провода от источника тока нужно вставить в медные гнезда.
Аналогичным путем можно построить ключи и рубильники, клеммы и гнезда и т. д
На деревянном щите, расположенном вертикально, а еще лучше, если этот щит будет изготовлен из текстолита или другого изоляционного материала, можно собрать цепь электрического тока из электрической плитки, ползункового реостата, рассчитанного на силу тока в 3—6 ампер, сопротивлением в 25—40 ом. В цепь включаются также амперметр и вольтметр переменного тока на 127 или 220 вольт (подробнее об измерительном оборудовании см. здесь) . Под плитку при ее установке на щит подкладывается асбест или другой изоляционный материал.
Схема позволяет демонстрировать:
а) основные элементы электрической цепи,
б) включение в цепь амперметра, вольтметра и реостата,
в) регулирование силы тока реостатом,
г) изменение напряжения на данном участке цепи. Используя построенный щит, можно показать учащимся и такое физическое явление, как увеличение сопротивления проводников первого рода с повышением температуры.
Для этого необходимо сосредоточить внимание детей на амперметре, который в момент включения дает какие-то определенные показания величины силы тока. По мере нагревания спирали плитки ее сопротивление растет, а сила тока в цепи постепенно уменьшается, что и покажет стрелка амперметра.