Глава правления НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев 23 сентября обсудил с представителями Совета глав профсоюзов ПАО “Укртрансгаз” вопросы реформирования газового рынка и корпоративного управления группы.
Согласно сообщению НАК, стороны, в частности, обменялись мнениями о путях развития украинского газотранспортного комплекса и решили проводить более активный диалог между “Нафтогазом” и трудовым коллективом “Укртрансгаза” для предотвращения конфликтов, вызванным нехваткой информации.
В своем обращении А. Коболев отметил, что основной целью реформы газового рынка является сохранение газовой независимости страны и сохранение статуса Украины как транзитного государства.
Глава “Нафтогаза” также пояснил необходимость привлечения европейских компаний к управлению украинской газотранспортной системой.
“Вспомните последние сделки по обмену активами в хранении, добыче и транспортировке газа между “Газпромом” и европейскими нефтегазовыми компаниями. Вспомните, какие компании вошли в число партнеров “Газпрома” в проекте “Северный поток-2”. Чтобы противодействовать этому, мало только апеллировать к выполнению европейского законодательства, принципов солидарности и энергетического союза. Украина должна быть активной и предлагать собственные решения. В этой ситуации нет лучшей защиты для ваших рабочих мест, чем привлечение европейского партнера”, – сказал глава НАК.
А. Коболев также отметил, что одним из требований “Нафтогаза” в Стокгольмском арбитраже является передача прав по контракту на транзит от НАК к оператору ГТС Украины. “Мы требуем, чтобы суд заставил “Газпром” работать непосредственно с оператором ГТС, а не с нами, уже сейчас, а не после 2019 г.”, – добавил он.
В середине сентября возник конфликт вокруг “Укртрансгаза”. Министерство экономического развития и торговли, не уведомив руководство НАК, приказом от 7 сентября обновил устав компании, перебрав на себя функции по управлению ПАО “Укртрансгаз” в части смены правления и наблюдательного совета УТГ, а также утверждения его финплана и инвестпрограммы, тогда как ранее это входило в компетенцию правления “Нафтогаза”.
По словам, президента “Укртрансгаза” Игоря Прокопива, инициатива по смене переподчинения оператора ГТС с НАК на МЭРТ принадлежала ему, поскольку у руководства НАК и УТГ разные видения на будущее оператора в части бизнесов по управлению магистральными газопроводами, ПХГ и сервисными службами, а также на объемы закупок оборудования для производственных нужд. И. Прокопив считает, что УТГ, несмотря на приобретаемый статус независимого оператора, имел безоговорочное подчинение правлению НАК в части кадровой политики и закупок компании.
В свою очередь “Нафтогаз” заявил, что такая смена устава поставила под угрозу заключение НАК кредитного соглашения с привлечением ВБ на $500 млн., является нарушением условий по кредитному соглашению с ЕБРР и грозит потенциальным дефолтом по задолженности, гарантированной государством.
Позднее МЭРТ отменил свое решение о переподчинении “Укртрансгаза”, а управление “Нафтогазом” было передано от МЭРТ Кабинету министров, как коллегиальному органу. Также было принято решение о создании рабочей группы по наработке конкретных шагов по разделению (unbundling) “Нафтогаза”. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)