Теперь Балхашскую ТЭС придется строить за счет государства, считают эксперты, опрошенные обозревателем Forbes.kz.
В соответствии с Программой развития электроэнергетики Республики Казахстан до 2030 г. в 2007 г. было принято решение о строительстве Балхашской ТЭС мощностью до 3 тыс. МВт с возможностью увеличения до 4 тыс. МВт. За то, чтобы новые энергетические мощности были построены на их территории, боролись сразу несколько регионов. В результате была выбрана площадка, расположенная в поселке Улькен Алматинской области в 200 км южнее города Балхаш, где ранее предполагалось строительство Южно-Казахстанской ГРЭС.
Обоснование необходимости строительства Балхашской ТЭС определяется дефицитом электроэнергии и мощности в южной зоне, где проживает более 40% населения Казахстана.
Акционерами АО “Балхашская ТЭС” являлись АО “Самрук-Энерго”, которой принадлежит 50% -1 акция компании и Samsung C&T Corporation – 50% +1 акция.
Осенью 2016 г. АО “Балхашская ТЭС” получило два уведомления от южнокорейских партнеров по проекту строительства ТЭС. В первом Samsung C&T Corporation сообщила об исполнении опциона на продажу с требованием выкупа казахстанской стороной акций АО “Балхашская ТЭС”, принадлежащих южнокорейской компании. Во втором Samsung Engineering Co Ltd уведомила о расторжении контракта на строительство ТЭС.
Управляющий директор по экономике АО “Казахстанская компания по управлению электрическими сетями” (KEGOC) Айбек Ботабеков, комментируя ситуацию, отметил, что сейчас у республики нет необходимости в новых мощностях электроэнергии. «Когда задумывались о строительстве Балхашской ТЭЦ, на рынке был дефицит электроэнергии, Если бы рост потребления удерживался на предыдущем уровне, дополнительные мощности необходимы были бы к 2018 г. Однако сейчас экономика взяла паузу, соответственно, на рынке наблюдается профицит электроэнергии. Зачем строить новые источники, если на рынке профицит? Поэтому этот проект отложен. С учетом снижения объемов потребления электроэнергии ТЭЦ будет необходима к 2020 г.», – отметил он.
А вот, по словам старшего преподавателя кафедры “Финансы, учет и аудит” Almaty Management University Абзала Мукушева, в 2020 г. будет необходимо лишь начать строительство Балхашской ТЭЦ. Сейчас, по его мнению, этот проект заморожен, так как сократились объемы производства и, соответственно снизился уровень потребления энергии. «Когда страна выйдет из кризиса и сможет восстановиться, тогда и нужно начинать такие ресурсоемкие проекты. К строительству новой ТЭЦ необходимо будет приступить после 2020 г., и то при условии, что будет финансирование с участием частного бизнеса», – подчеркнул он.
По мнению генерального директора ТОО “Pride Investments” Алибека Аллиярова, компания Samsung C&T Corporation увидела риск неокупаемости проекта и решила выйти из него. «Так как компания Samsung является не просто партнером, а больше поставщиком технологии и инвестором, то риски неокупаемости, естественно, пугают южнокорейскую компанию. Инвестиции в проект – в валюте, а ТЭЦ в будущем будет зарабатывать в тенге. После девальвации срок окупаемости проекта значительно увеличился», – объяснил он.
Спикер считает, что правительству Казахстана придется выкупить долю южнокорейской компании и реализовывать этот проект уже за свой счет. «Еще года два мы будем ждать действий со стороны “Самрук-Энерго”. В нынешних условиях после заморозки проекта его сложно вновь пустить», – отметил он. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)