Антимонопольный комитет Украины открыл новый сезон охоты: на днях фавориты розничного рынка продаж автомобильных топлив были оштрафованы на 200 млн. грн. “за сговор”. Участники картеля не признают свою вину и уже готовятся к юридической обороне. Таким образом, дискаунтеры повторят опыт прошлых лет, когда начисленные санкции обнулялись судебными решениями.
Резонансное решение АМКУ принял на своем заседании 28 октября. Если переходить на личности, под горячую руку Юрия Терентьева попали компании “Параллель” (была оштрафована на 1,4 млн. грн.), “СОКАР Петролеум” (2,5 млн. грн.), “АМИК Украина” (12,5 млн. грн.), “Золотой экватор” (16,2 млн. грн.), “Альянс Холдинг” (39,7 млн. грн.), “ВОГ Ритейл” (54,3 млн. грн.) и “ОККО нефтепродукт” (77,8 млн. грн.). В последней тут же выступили со встречными колкостями, обвинив комитет в предубежденности.
Правда, это заявление связано не только с разнобоем в цифрах санкций. Выпад “ОККО нефтепродукт” скорее похож на публичную демонстрацию неприятия вменяемых нарушений, базовым среди которых было обвинение в сговоре. “В ходе расследования было установлено, что ответчики одновременно или почти одновременно (с интервалом в несколько дней) меняли розничные цены реализации бензина марки А-95 и дизельного топлива путем указания этих цен на информационном табло на стационарных АЗС. Такие действия привели к устранению ценовой конкуренции между нефтетрейдерами и побудили других участников рынков устанавливать свои розничные цены на необоснованном уровне и, как следствие, это привело к снижению конкуренции на рынке в целом”, – говорится в сообщении пресс-службы комитета.
С одной стороны, острую реакцию трейдера легко понять: согласованные действия, о которых говорится в выводах АМКУ, это прямое обвинение в нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. С другой стороны, выписанный штраф – точно не новость для продавцов нефтепродуктов.
По данным UAprom, в данном случае о соответствующих планах комитета розничные торговцы были уведомлены минимум месяц назад – уже тогда в Антимонопольном заявляли о предварительных выводах о том, что в анализируемый период (с января 2013 г. по январь 2016 г.) упомянутые сети АЗС “необъективно одновременно меняли цены на бензин”. Это если говорить о так называемых событиях на поверхности. Подноготная процесса интереснее. Первое, что бросается в глаза – жаркие переговоры между Антимонопольным и трейдерами о формировании новых условий взаимоотношений. Их основа – “Правила профессиональной этики и конкуренции”. У Терентьева этот документ преподносят как своеобразную панацею в решении проблемы перманентных конфликтов участников рынка с комитетом.
Но в стане продавцов горючего убеждены, что с помощью этой декларации АМКУ фактически претендует на вмешательство во внутренние дела компании. Какая из сторон права – не так уж и важно. Интереснее то, что вопрос подписания этого документа в комитете фактически привязали к размеру упомянутых санкций. Пример тому – “ОККО нефтепродукт”, чей топ-менеджмент отказался поставить визу под “Правилами”, и как результат – получил самый большой счет от Антимонопольного.
Люди без запаса терпения называют взаимосвязи подобного рода банальным шантажом. Винить в этом Антимонопольный комитет бессмысленно хотя бы потому, что этот способ управления нефтепродуктовым рынком АМКУ практикует не первое десятилетие. Чаще всего – с целью заставить компании снизить цены на нефтепродукты. Но эта модель явно работает против ее автора: за всю историю независимости Украины многомиллионных штраф не заплатил ни один нефтетрейдер – его в разы дешевле оспорить в суде. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)