Запасы газа в украинских подземных газохранилищах накануне нового года сократились почти до 12 млрд. куб. м. Этого может быть достаточно до конца отопительного сезона, если в январе-феврале не ударят сильные морозы, сказал в интервью DW председатель Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко. “Но в случае двадцатиградусных морозов в течение нескольких недель Украине понадобится не менее 17 млрд. куб. м газа для внутренних потребителей и бесперебойного транзита в ЕС”, – отметил он.
“Нафтогаз Украины” заявил, что не будет покупать российский газ до конца нынешнего отопительного сезона и ожидаемого в марте вердикта Стокгольмского арбитража. Иск украинской стороны предусматривает компенсацию за отказ российского партнера от пересмотра газовой цены по контракту купли-продажи объемом $18,1 млрд., а по транзитному контракту еще на $10,2 млрд.
Российский “Газпром” выдвинул встречный иск за невыполнение украинской стороной контрактных обязательств. Этот спор стал причиной того, что газовые переговоры 9 декабря при участии Еврокомиссии, Украины и России не принесли результатов. “Стороны лишь подтвердили свои позиции, а Еврокомиссия получила заверения в том, что Украина и Россия будут придерживаться своих обязательств по поставке и транзиту газа в страны ЕС”, – отметил заместитель директора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Весь накопленный Украиной на зиму газ закуплен у европейских компаний. Российский газ Киев не получает с осени 2015 г. Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич считает, что российское топливо значительно дешевле и “Нафтогаз Украины” переплачивает по $20-30/тыс. куб. м. “С начала года Украина потеряла на этом около $100 млн.”, – сказал эксперт. Аналогичное заявление сделал и российский министр энергетики Алексей Новак.
16 декабря глава “Газпрома” Алексей Миллер спрогнозировал дальнейший рост цены газа из-за повышения цен на нефть на мировых рынках. Он предупредил, что его компания имеет право ограничить поставки в случае незаконного отбора Украиной части транзитного газа.
“Нафтогаз Украины” расценил это заявление, как “подготовку Россией нового газового кризиса” и попытки переложить ответственность за недопоставку газа европейским потребителям на Украине, как это уже было в 2006 г. и 2009 г.
В свою очередь пресс-служба “Укртрансгаза”, который осуществляет транзит в ЕС, 12 декабря обвинила “Газпром” в “несоблюдении параметров давления газа на российских пограничных газоизмерительных станциях”. По данным “Укртрансгаза”, за 30 дней ноября контрактные давления на газоизмерительной станции Писаревка выдерживались только 12 дней, а на станции Суджа стабильно были ниже контрактных условий.
Украинские эксперты считают достигнутые в Брюсселе договоренности нестабильными и не исключают того, что при первом же кризисе они могут быть нарушены всеми тремя сторонами. “Если ударят морозы, “Газпрому” придется снизить давление в магистральных газопроводах, чтобы удовлетворить потребности российских потребителей. В свою очередь украинская автоматика будет ограничивать транзит российского газа, чтобы не оставить без газа потребителей Украины, что приведет к дефициту транзита газа в страны ЕС”, – предупредил Сергей Дяченко.
По его мнению, Москва добивается от Киева не только возобновления закупок российского топлива, но и уплаты стоимости того газа, который она поставляет на неподконтрольные Киеву территории Донбасса.
“Но этот газ никак не учитывается, его поставки не контролируют украинские наблюдатели”, – напомнил эксперт. Он также указал на то, что Россия отказалась от предложения ЕС сделать прозрачной всю цепочку бизнеса: от добычи, до транзита иностранным потребителям. В свою очередь министр энергетики Украины времен беглого экс-президента Януковича Юрий Бойко также отказался от помощи Евросоюза в обустройстве газоизмерительных станций с украинской стороны на границе с Россией.
До сих пор Москве ни разу не удавалось доказать нарушение Киевом транзитных обязательств, утверждает Сергей Дяченко. Однако это вовсе не означает, что Евросоюз автоматически встанет на сторону Украины в случае нового газового конфликта. “ЕС обещал Украине кредит в 500 млн. евро на закупку газа у европейских операторов, но не факт, что у них найдутся необходимые объемы”, – сказал Геннадий Рябцев. (Deutsche Welle/Энергетика Украины и мира)