В борьбу за украинский газ уже совсем скоро может включиться “группа Петра Порошенко”.
Несмотря на пессимистические прогнозы относительно добычи природного газа в целом по Украине, частные компании и дальше демонстрируют инвестиционно привлекательные темпы роста. Прошлый год стал “юбилейным” для частного сектора – уровень газодобычи достиг отметки 4 млрд. куб. м.
Также 2016 г. ознаменовался началом постепенного переформатирования среды участников газодобывающего рынка. Кроме традиционно сильных групп, в свое время сформировавшихся вокруг экс-президента Виктора Януковича, олигархов Рината Ахметова, Виктора Пинчука и Игоря Коломойского, в Украине зарождается еще одна, которая своим центром видит действующего президента Петра Порошенко.
Четыре миллиарда кубометров частного бизнеса
Общая добыча природного газа в Украине в 2016 г. увеличилась традиционно всего лишь на 0,5% (на 91,1 млн. куб. м) до 19,987 млрд. куб. м. Компании, входящие в состав НАК “Нафтогаз Украины”, в прошлом году снизили добычу газа на 0,8% (131,8 млн. куб. м) до 15,9 млрд. куб. м. Основной газодобытчик – “Укргаздобыча” – увеличил добычу на 0,5% (74,7 млн. куб. м) до 14,6 млрд. куб. м. Но госкомпания еще не отошла от потери части добычи на Донбассе и снижения объемов вследствие конфликтов с компаниями, работающими по договорам о совместной деятельности.
Традиционно портит общую картину “Укрнафта”, которая в прошлом году снова снизила добычу – на 13,7% (205,5 млн. куб. м), до 1,29 млрд. куб. м. Хотя еще в 2013 г. эта компания добывала 1,9 млрд. куб. м газа.
Для остальных частных компаний 2016 г. стал символическим, поскольку была преодолена очередная психологическая отметка в 4 млрд. куб. м (добыча газа возросла на 5,8% и составила по итогам года 4,086 млрд. кубов). Это ровно 20% от всей добычи газа в стране и рынок ежегодной стоимостью почти $1 млрд. Таким образом за три года компании нарастили добычу ровно вдвое.
Крупнейшим газодобытчиком в прошлом году стала компания Рината Ахметова “Нефтегаздобыча” – с результатом 1,62 млрд. куб. м (40% всего объема частными компаниями).
Следующая по масштабу – группа компаний Burisma, которую связывают с окружением бывшего президента Виктора Януковича. Формально группу представляет экс-министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский. Укрепляет позиции Burisma поддержка со стороны США в лице сына вице-президента Джозефа Байдена, который является одним из директоров этой ГК.
Компании, входящие в состав группы, показали следующие результаты: “Эско-Север” – 614,6 млн. куб. м, “Куб-Газ” – 207,4 млн. куб. м, “Первая Украинская газонефтяная компания” – 110,4 млн. куб. м, “Пари” – 21,28 млн. куб. м, “СистемОйлИнжениринг” – 74,9 млн. куб. м. В целом в 2016 г. Burisma не сумела существенно улучшить свои показатели, как было обещано в 2015 г.
Все остальные участники пропорционально делят между собой оставшиеся 30% рынка. Компания “Укрнефтебурение” Игоря Коломойского завершила год с показателем 310,5 млн. куб. м. Структуры Виктора Пинчука – “Природные ресурсы” (227,4 млн. куб. м) и “Восточный геологический союз” (11,3 млн. куб. м) – вместе также приближаются к отметке в 240 млн. куб. м.
Еще одним крупным участником является “Смарт-холдинг” Вадима Новинского. Его компании – ЧАО “Укргаздобыча” (98,2 млн. куб. м), “Регал Петролеум” (62,2 млн. куб. м) и “Пром-энерго продукт” (30,6 млн. куб. м) – вместе добыли 190 млн. куб. м.
Изменения акционеров, проверки и обвинения
На этом список газовых олигархов можно считать исчерпанным. Однако интенсивное развитие газодобывающей отрасли и достаточно высокая цена газа для промышленности закономерно вызвали интерес у группы, которая уже третий год подряд формируется вокруг президента Порошенко. Кроме угольных поставок из неподконтрольных Украине территорий Донбасса, эту группу также интересует прибыльная ниша добычи газа. В прошлом году процесс “переговоров”, или деловой дискуссии перешел в активную фазу.
Следовательно, в течение 2017-2018 гг. можно ожидать более существенных изменений в структуре собственности как крупнейших участников рынка газодобычи, так и мелких компаний.
В прошлом году резонанс получили конфликты вокруг “дела Онищенко”(“Карпатынадраинвест”, “Надра геоцентр”), расследование Генеральной прокуратуры против Burisma Николая Злочевского, аресты счетов “Нефтегаздобычи” Рината Ахметова.
Показательными также стали изменения собственности в структуре “Нефтегаздобычи”. В начале 2016 г. нидерландская компания Salazie B. V. купила 25% акций “Нефтегаздобычи” Ахметова. В то же время нидерландская дочерняя компания DTEK Oil&Gas B. V. увеличила долю в уставном фонде “Нефтегаздобычи” с 36,64% до 55% акций. Дискуссии о причинах продажи пакета акций вызвало и то, что Salazie B. V. была зарегистрирована совсем недавно – в августе 2014 г.
Не менее симптоматичным было и заявление первого заместителя председателя фракции “Блока Петра Порошенко” Игоря Кононенко, что предприятие “Нефтегаздобыча” ранее принадлежало компании “Укрпроминвест”, которая, в свою очередь, принадлежит самому Кононенко и Петру Порошенко. “Честно говоря, я на сегодняшний день, учитывая то, что прошло так много времени, никакой судебной перспективы ее (“Нефтегаздобычи”) возврата не вижу. Вторая позиция: если мы это будем делать, то с учетом политических позиций, нас со всех сторон обвинят”, – сказал Кононенко в контексте сообщения о том, что этот актив был отобран у него рейдерским путем.
В течение трех предыдущих лет Игорь Кононенко стал известен своими дружескими отношениями и общим бизнесом с Порошенко. Но по имеющейся информации, и НАБУ, и ГПУ, и ГФСУ в 2017 г. планируют “держать руку на пульсе” относительно деятельности всех названных компаний – “Нефтегаздобыча”, Burisma, “Карпатынадраинвест” и “Надра геоцентр”.
Между тем Burisma опровергла заявления народного депутата Александра Онищенко, находящегося за рубежом, о переговорах президента Порошенко и его окружения с компаниями Burisma и “Нефтегаздобыча”. Речь идет о заявлениях Онищенко, в соответствии с которыми Петр Порошенко пытался получить $200 млн. от “Нефтегаздобычи”, но стороны сошлись на $180 млн. Также Онищенко сообщил, что Порошенко хотел компенсацию в $100 млн. от формального владельца Burisma Злочевского. И хотя Злочевский предлагал $50 млн., стороны, якобы, договорились о $80 млн.
2017 г. Burisma встретила с положительным решением о закрытии в Украине всех процессуальных и судебных действий в отношении президента группы Николая Злочевского и своих компаний. “Данное решение – это результат взаимной многомесячной работы двух команд: Генеральной прокуратуры Украины и Burisma Group”, – заявили в компании.
А Николай Злочевский оптимистично добавил: “Завершение всех процессуальных действий вокруг Burisma Group позволит более интенсивно наращивать производство, увеличивать инвестиции в добычу”.
Высказался по этому поводу и один из независимых директоров Burisma – экс-президент Польши Александр Квасьневский. “Дает надежду то, что независимый украинский суд смог вынести решение, которое полностью соответствует решению британского суда. Для Украины решение по Злочевскому и Burisma будет иметь и другое положительное значение – более интенсивное построение энергонезависимого государства, поскольку Burisma Group сможет увеличить объемы внутренней добычи природного газа”, – патетически заявил он.
Новый год – новые расследования
В контексте подобных заявлений о “независимом” украинском суде и сотрудничестве с правоохранительными органами довольно показательны воспоминания участников рынка газодобычи о совсем свежих событиях 2011-2013 гг. Тогда тоже происходили смены собственников компаний, и в этом обвиняли окружение экс-президента Виктора Януковича, но владельцы бизнеса выражали только оптимистичные мысли и никто не сообщал о давлении или рейдерстве.
В конце концов, неудивительно, что 2017 г. начался с обысков в “Полтавской газонефтяной компании” (ПГНК), которая является дочерним предприятием британской нефтегазовой компании JKX Oil&Gas Plc. В “турнирной таблице” итогов 2016 г. ПГНК – с объемом добычи 174 млн. куб. м – расположилась сразу за крупными игроками. Почти столько же добывают компании “Смарт-холдинга” Вадима Новинского.
“Мы намерены проинформировать о сложившейся ситуации соответствующие государственные органы в Киеве. Я считаю, что такие действия Национальной полиции создают препятствия нормальной деятельности JKX в Украине, а также наносят ущерб инвестиционному климату страны в целом”, – предупредил генеральный директор компании JKX Oil&Gas Plc Том Рид.
Обыски – часть расследования, которое берет свое начало еще в июне 2016 г. Совладелец JKX Oil&Gas Plc – Игорь Коломойский. Тогда JKX Oil&Gas подтверждала, что компания сотрудничает с силовиками: “ПГНК сотрудничает с правоохранительными органами, но, тем не менее, считает, что действия прокурора полностью неправомерные”. Тогда же, летом 2016 г., JKX просила помощи у посольств США и Великобритании.
Сообщений о структурных изменениях в JKX Oil&Gas Plc пока не поступало. И по состоянию на середину 2016 г. акционерами компании являются Eclairs Group Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова – 27,54% акций, Glengary Overseas Limited Александра Жукова – 11,45% акций, российская Proxima Capital Group владеет 19,92% акций JKX. Однако, согласно имеющейся у Forbes информации, 27,54%-ный пакет акций может сменить своего владельца.
Конфликты, расследования и проверки на рынке добычи газа могут привести к появлению в 2017-2018 гг. “третьей силы”, которая по объемам сумеет занять почетное место после “Нефтегаздобычи” и Burisma. (Forbes.net.ua/Энергетика Украины и мира)