Консалтинговая компания IHS Energy (подразделение IHS Markit, США) презентовала в Киеве результаты исследования “Стимулирующее (RAB) регулирование распределения электроэнергии в Украине: применение международного опыта”, проведенного по заказу украинских отраслевых объединений.

Международные рекомендации представили экс-посол США в Украине (2000-2003 гг.), старший вице-президент IHS Energy Карлос Паскуаль и соучредитель британской консалтинговой компании BW Enegry Энтони Уайт. По заявлениям Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), практическое внедрение RAB-регулирования в Украине начнется в 2017 г.

– Как работает RAB-тариф в других странах и за счет чего можно избежать злоупотреблений, в частности, установления неоправданно высокого уровня тарифов?

Э.Уайт: Определенные ошибки, разумеется, неизбежны при любых серьезных нововведениях. Однако у стимулирующего регулирования тарифов есть важный элемент – прозрачность. Одно из общих для всех стран правило: тарифы устанавливаются на определенные периоды – три года, пять или восемь лет. При этом величина самих тарифов как в разрезе стран, так и среди компаний одной страны неодинакова ввиду разного срока службы активов и особенностей государственного регулирования. К примеру, в Германии правительство поддерживает возобновляемые источники энергии путем установления специальных надбавок к тарифам энергоснабжающих компаний, что увеличивает их уровень.

К. Паскуаль: Добавлю, что система RAB-тарифов была разработана для применения на рынках, где услуги предоставляет один поставщик на определенной территории (естественный монополист). В таких условиях всегда возникает вопрос, как достичь тех выгод, которые дают конкурентные рынки, и установить механизм, гарантирующий потребителю оптимальные цены. Таким образом, цель RAB – создать систему баланса взаимоотношений потребителя и поставщика. Потребители (как бытовые, так и промышленные), с одной стороны, должны получить качественный, надежный сервис и низкие цены, а поставщик, с другой, – условия для привлечения инвестиций в отрасль. Достичь этого баланса интересов призван независимый регулятор, который должен собрать корректную информацию о стоимости активов и оценить адекватность заявленных компаниями расходов на их содержание и модернизацию. И, в завершение: регулятор устанавливает ключевые показатели эффективности (KPI), которых облэнерго обязано достичь по итогам инвестирования. Требование по выполнению этих KPI направлено на целевое вложение средств и минимизацию вероятности вывода денег из компаний.

Основное условие для избежания злоупотреблений – гарантия того, что регулятор действует независимо и максимально прозрачно, а также имеет достаточно полномочий для сбора всей необходимой информации, которая является базой для принятия решений.

– Можно ли остановиться более подробно на том, как скажется внедрение RAB-тарифа на потребителях, в первую очередь, на розничной цене электроэнергии?

К. Паскуаль: Нынешнее состояние распределительных электросетей таково, что модернизацию в любом случае нужно осуществлять в срочном порядке. И в конечном итоге единственный источник финансирования этой модернизации – потребитель. Вопрос лишь в том, как растянуть процесс сбора средств во времени, ведь если вся необходимая сумма одномоментно будет вложена в тариф, это может оказаться непосильным бременем.

Суть RAB-регулирования в том, чтобы стимулировать энергоснабжающие компании к привлечению внешних источников финансирования. Гарантия возврата вложенного капитала дает облэнерго веские аргументы в переговорах с заимодателями. Инвестируя крупную сумму за счет долгосрочного кредита, облэнерго снижает нагрузку на тариф и “спасает” потребителя от резкого повышения цены.

Э.Уайт: То есть, непосредственно методика стимулирующего регулирования, сам подход не касается ценообразования. Он лишь позволяет минимизировать удорожание электроэнергии, вызванное такими объективными факторами, как износ оборудования и необходимость технического перевооружения.

К. Паскуаль: Напомню, что цена на электроэнергию в Украине зависит от ряда факторов. RAB-регулирование касается сегмента рынка, который определяет лишь небольшую составляющую этой цены – стоимость транспортировки и поставки электроэнергии.

– Какие риски при внедрении RAB-тарифа могут возникнуть?

Э.Уайт: Компании могут попытаться ввести регулятора в заблуждение, завышая размер своих необходимых будущих затрат, и регулятор, в свою очередь, может пойти у них на поводу и установить “щедрый” тариф. Результат просчетов – высокая прибыль энергопоставщиков и недовольство потребителей. В таком случае регулятор может вмешаться до окончания периода, на который устанавливается тариф, и снизить его. Кстати, это сейчас происходит в Великобритании, энергоснабжающие компании штрафуют.

В США был случай, когда одна из дистрибьюторских компаний (купленная, кстати, британцами) заплатила из тарифной выручки за частную школу для ребенка одного из директоров. Все это выявил регулятор и, разумеется, последовали санкции.

К. Пасуаль: В Великобритании в вопрос тарифов вмешались политики. Риск политического вмешательства – очень серьезный, поскольку может привести к удорожанию капитала и, как следствие, увеличить нагрузку на тариф.

Чтобы RAB-регулирование функционировало так, как задумано его идеологией, нужны корректные данные, на основании которых регулятор принимает решение об уровне тарифов. Поэтому крайне важно, чтоб основные центры власти – президент, парламент и правительство – дали облэнерго четко понять: сотрудничество с регулятором и предоставление релевантной информации является ключевым аспектом.

Совершенных систем нет, неизбежны ошибки, наличие человеческого фактора. Позитив принципа RAB в том, что, во-первых, он построен на системе прозрачности, когда данные можно получить от всех участников процесса, можно провести перекрестную проверку. Во-вторых, не только регулятор, но и все общество имеет возможность увидеть и оценить положительные результаты, все ли из заявленных мероприятий осуществлены, надежно ли работает оборудование.

– Готова ли Украина, по вашему мнению, к применению RAB-тарифов в электроэнергетике?

Э.Уайт: Если принято соответствующее законодательство, почему нет? Определенно могу сказать, что эта методика намного лучше действующей в настоящее время.

К. Паскуаль: Необходима также принципиальная поддержка руководства государства, все участники рынка должны получить четкий сигнал от властей. Процесс имплементации нормативных актов не менее важен, чем их принятие. Соответствующая политическая воля ускорит и оптимизирует его, создаст условия для эффективного взаимодействия регулятора с энергокомпаниями при работе с данными.

– Когда, по вашей оценке, может произойти массовый переход на RAB-тариф?

К. Паскуаль: Прежде всего, это – политический вопрос. Что касается украинского регулятора и его позиции, то мы увидели, что технически он готов к применению нового подхода. (Интерфакс-Украина/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий