В июле 2015 г. Украина присоединилась к инициативе Еврокомиссии, которая создает возможности украинской газотранспортной системе интегрироваться в единую региональную европейскую систему.

В ЕС это делают, очевидно, в первую очередь, с целью обеспечить себе энергетическую безопасность, диверсифицировав источники и направления поставок голубого топлива. Воспользуется ли Украина этим случаем и станет ли частью региональной объединенной газотранспортной системы в Европе?

В феврале 2015 г. Еврокомиссия положила начало Central and South Eastern Europe Gas Connectivity Initiative, CESEC (Инициатива создания газотранспортной системы стран Южной и Центрально-Восточной Европы).

Подписали такую Инициативу непосредственно ЕС, а также отдельно Австрия, Болгария, Хорватия, Греция, Венгрия, Италия, Румыния, Словакия, Словения, создав Рабочую группу высокого уровня (Рабочая группа).

В последствии, 10 июля 2015 г. во время второй встречи Рабочей группы высокого уровня, к инициативе присоединились страны-участницы Энергетического сообщества (ЭС): Украина, Республика Молдова, Сербия, БЮР Македония, Албания, Босния и Герцеговина, подписав Меморандум о взаимопонимании. Меморандум предусмотрел готовность подписантов к реализации Плана действий Инициативы, а именно:

* Выбор конкретного количества ключевых проектов, которые будут экономически целесообразны для Южного и Центрально-Восточного регионов Европы.

* Определение и решение особых вызовов для запланированных проектов.

* Финансовые аспекты, включая роль Европейского Инвестиционного Банка (ЕИБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

* Устранение вызовов интеграции рынка.

Секретариат Энергетического Сообщества был приглашен вместе с Agency for the Cooperation of Energy Regulators (Агентство по сотрудничеству энергетических регуляторов ЕС) и Еврокомиссией подробно мониторить внедрение Плана действий.

Секретариат ЕС в свою очередь всячески поддерживает страны-участницы ЕС в реализации Плана действий.

В течение 8-9 сентября 2016 г. на очередной встрече Рабочей группы в Будапеште, План действий был доработан (под названием CESEC Action Plan 2.0) – был обновлен перечень особых действий для стран-членов ЕС и стран-участниц ЕС и планов по региональной работе, а именно: совершенствование функционирования региональных рынков газа посредством механизма совершенствования условий трейдинга и доступа к рынку, а также, где это допустимо, оптимизации тарифов на передачу газа по трансграничным газопроводам.

И уже 7 февраля 2017 г. Секретариат ЕС опубликовал уже пятый по счету Мониторинговый Отчет о состоянии имплементации Плана действий странами-участницами ЕС с соответствующей индикацией статуса имплементации.

Проводился анализ по 4 ключевым benchmarks (критериям анализа):

  1. Обеспечение прозрачного и недискриминационного доступа третьих лиц (“third party access” (TPA) (этот принцип действует в странах-членах ЕС, в странах-участницах ЕС – на уровне законодательных разработок/имплементации):

* Установить механизмы распределения мощностей (capacity allocation) и правил урегулирования перегрузок (congestion management), которые предоставят доступ к аверсному и реверсному режимам третьим лицам.

Как отмечается в Отчете, в Кодексе газотранспортной системы Украины (Кодекс ГТС), который вступил в действие в ноябре 2015 г., все эти механизмы предусмотрены. Однако для полной имплементации Кодекса ГТС, следует еще усовершенствовать регламентацию механизмов регулирования всех внутренних точек входа/выхода.

* Установить рыночные механизмы балансировки. Различные режимы балансировки (дневной – на интерконнекторах, месячный – на всех внутренних точках входа/выхода), которые предусмотрены Кодексом ГТС, могут исказить рынок. Непропорциональные финансовые гарантии, необходимые для осуществления услуг балансировки, могут создать барьеры для участников рынка. НКРЕКП должно разработать соответствующие поправки в Кодекс ГТС по финансовым гарантиям. Оператор ГТС получил консультации как разработать и воплотить режим дневной балансировки.

“Размер финансового обеспечения заказчика услуг по транспортировке относительно услуг балансировки системы должен быть не менее 20% стоимости природного газа, который планируется к транспортировке в определенном месяце на основании заявленных плановых объемов транспортировки природного газа, и расчетной стоимости базовой цены газа” – ст. 3, ч. 2, раздел 8 Кодекса ГТС.

К вышеупомянутым 20% стоит добавить требование (ст. 2, ч. 2, раздела 8 этого же Кодекса), что “Размер финансового обеспечения для заказчика услуг по транспортировке в случае предоставления доступа к мощности должен быть не менее месячной стоимости услуг транспортировки природного газа, определенной на основании распределения мощностей и тарифов на услуги транспортировки”. Такие расходы делают невозможным компаниям, в частности, тем, которые работают с небольшими объемами, зайти на рынок трейдинга газом. Что, соответственно, влияет на его неконкурентность и закрытость.

* Разработать прозрачные и недискриминационные правила тарификации, которые не повредят трансграничному сотрудничеству. Методология тарифообразования на трансграничных точках транспортировки вход/выход вступила в действие уже с января 2016 г., однако тариф на внутренний вход/выход был вычислен на основе старой методологии (имеется в виду – не брались в расчеты европейские стандарты).

В Отчете по этому бенчмарку стоит статус “no progress”, что означает, что значительная часть наработок есть, но сдвигов нет по другой части и дальнейшем их воплощении.

  1. Обеспечение свободного потока газа и конкурентных условий:

* Оптимизировать актуальные мощности в обоих направлениях, включая backhaul (виртуальный реверс).

Здесь Украина находится в активной фазе сотрудничества с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией. Реверсивные (реверс и аверс) режимы установлены на соответствующих точках интерконнекторов. Дальнейшие действия и финальные соглашения также зависят от решений соответствующих стран-членов ЕС.

Статус – “progress on track” (продвижение идет по графику).

* Обеспечить опубликование требований прозрачности в соответствии с Regulation (EC) 715/2009 (Директива Европарламента и Совета ЕС) на информационной платформе прозрачности ENTSOG (European Network of Transmission System Operators for Gas).

Здесь “Укртрансгаз” выполняет все требования, регулярно публикуя всю информацию об объемах на всех трансграничных точках. Также публикуя информацию об объемах газа в хранилищах на информационной платформе Gas Storage Infrastructure (видимо, в Отчете имелось в виду Gas Infrastructure Europe).

Статус – “accomplished” (выполнено).

  1. Соответствующие меры по инфраструктуре:

* Утвердить соглашения по интерконнекторам.

Укртрансгаз уже подписал соглашения об интерконнекторах с Польшей, Словакией, Венгрией. С Румынией было подписано соглашение по одной из четырех точек интерконнектора. Переговоры о подписании соглашения по всем точкам интерконнектора продолжаются также со Словакией, Польшей, Румынией и Молдовой. И, в соответствии с CESEC Action Plan 2.0, конечный срок подписания всех соглашений по интерконнекторам стоит 1 января 2018 г. Статус – “progress on track”.

* Обеспечить межгосударственный механизм распределения расходов в соответствии с Regulation (EU) 347/2013. Имплементация соответствующей Директивы в украинском законодательстве ожидалась на 1 января 2017 г. Так как нет информации о состоянии наработок по этому вопросу, статус – “no progress”.

* Обеспечить согласованный механизм деятельности объединенных систем стран-членов ЕС и стран-участниц ЕС. Имплементация Regulation (EU) 703/2015 “О правилах операционной совместимости и обмена информацией” была обсуждена странами-участницами ЕС и соседними странами ЕС в 2016 г. Дальнейшие действия по ее имплементации, будут зависеть от соответствующего PHLG Procedural Act (процедурный нормативный акт постоянно действующей группы высокого уровня ЕС), который ожидается в 2017 г. Статус – “pending” (в ожидании).

  1. Unbundling (размежевание) оператора ГТС:

* Размежевать и утвердить оператора ГТС в соответствии с требованиями Третьего энергопакета ЕС.

В июле 2016 г. Кабинет министров Украины утвердил План реструктуризации Нафтогаза, который был дополнен, когда было создан новый оператор ГТС Украины – Магистральные газопроводы Украины. Рабочая группа по реформированию «Нафтогаза», которую возглавляет соответствующий вице-премьер-министр (Кистион), работает над ускорением процесса unbundling.

* Правила сертификации оператора ГТС были утверждены НКРЕКП в апреле 2016 г.

Статус – “progress on track”.

Как отмечается в Отчете, из четырех критериев по Украине, сдвиги есть только по двум критериям. Бесспорно, даже частичное продвижение в этом направлении – это прогресс.

Такие документы действительно полезны, ведь внешний надзор всегда стимулирует к дальнейшему совершенствованию.

Убежден в том, что в Украине достаточно своих специалистов, экспертов и менеджеров, которые участвуют в процессах интеграции и транспарентности украинской ГТС и энергетического рынка в целом. Только вот, слишком много барьеров отделяют действующих реформаторов от новых и свежих “энергий”. (Николай Войтив, основатель НГО “Управление новой генерации”, VoxUkraine/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий