Беларусь получила первую партию иранской нефти, которая должна заместить поставки из России. Об этом 26 марта сообщили белорусские СМИ.
Нефть прибыла в порт Одессы, а оттуда поездами была доставлена на Мозырский НПЗ.
В общей сложности власть республики намерена купить в Иране 80 тыс. т сырой нефти. Соответствующее соглашение с Иранской национальной нефтяной компанией (NIOC) заключила Beloil Polska – экспортное подразделение “Белоруснефти”.
Помимо Одессы, рассматривается также вариант транспортировки через Латвию, которая может принять партии в порту Вентспилса, откуда направить их в Беларусь по железной дороге.
“Организации концерна работают над выполнением поручения главы государства о поиске для загрузки белорусских НПЗ альтернативных путей поставки нефти в связи с недопоставками российской”, – прокомментировала ситуацию пресс-секретарь “Белнефтехима” Марина Костюченко.
Как известно, Россия объявила о снижении на 30% поставок нефти в Беларусь на фоне нарастающего межгосударственного конфликта, который начался с традиционного спора вокруг цен на газ.
Минск потребовал их снижения с $132 до $78/тыс. кубов и отказался платить по старым тарифам, накопив долг “перед Газпромом на $600 млн. В ответ Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), в котором Россия играет ключевую роль, отложил выплату Беларуси транша в $300 млн. Несколько раундов переговоров в конце 2016 г. и начале 2017 г. ни к чему не привели.
В декабре Беларусь на 11-20% повысила тарифы на прокачку российской нефти в Европу. Тогда же Лукашенко не приехал на подписание таможенного кодекса ЕАЭС, а затем отменил свое участие в саммите ЕАЭС в целом.
В феврале эскалация вышла на новый виток: Беларусь ввела безвизовый режим для туристов из ЕС и США, в ответ ФСБ установила режим пограничной зоны в Брянской, Смоленской и Псковской областях вдоль белорусской границы.
Для Минска нефтегазовый спор упирается в валютный голод экономики, отмечают эксперты “Центра развития” Высшей школы экономики. Торговый баланс Беларуси хронически отрицательный, то есть страна теряет валюты больше, чем зарабатывает; снижение поставок российской нефти – это новые потери на $200-300 млн. за счет пошлин, которые должны поступать в бюджет.
В ближайший год Беларуси нужно погасить валютный долг на $2 млрд., из которых 800 млн. – перед внешними кредиторами. Фактически в споре с Россией Лукашенко пытается добиться компенсации этой суммы: рост поставок нефти c 16 до 26 млн. т даст бюджету $700 млн., скидка на газ – $300 млн., еще $1 млрд. Минск хочет привлечь в виде кредита Евразийского фонда, отмечают в ВШЭ.
Если этого не произойдет, Беларуси придется тратить и без того истощенные резервы. Другой возможный путь – обратиться за кредитом в МВФ. Однако там настаивают на повышении тарифов ЖКХ и реформе госпредприятий, а на это в Минске пока не готовы. (АФН/Энергетика Украины и мира)