Независимые продавцы нефтепродуктов жалуются на резкое падение маржинальности АЗС: по их расчетам, в первом квартале она почти достигла нуля. Причиной стал рост акцизов и необычное для зимнего сезона повышение оптовых цен на топливо, не компенсирующееся на розничном рынке.
Проблему падения доходности АЗС можно решить, только освободив розничные цены от контроля ФАС, считают независимые поставщики. Но эксперты сомневаются, что государство решится отпустить стоимость топлива в предвыборный год.
“Независимый топливный союз” (НТС, объединяет ряд не зависимых от крупных нефтекомпаний участников топливного рынка РФ) подверг резкой критике ценовую ситуацию на розничном рынке нефтепродуктов. Союз считает, что сектор стал низкомаржинальным из-за повышения акцизов и сдерживания цен правительством. По расчетам организации, доходность нефтепродуктообеспечения в рознице, составлявшая в 2015-2016 гг. чуть более 2 тыс. руб. на тонну топлива, в первом квартале 2017 г. упала до 8 руб. на тонну (без НДС). Решением проблемы НТС видит либерализацию ценообразования во всех сегментах. Это, по мнению союза, снизит и волатильность как оптовых, так и розничных цен.
По расчетам НТС, в последние годы маржинальность АЗС упала с 25-26% в 2007-2009 гг. до 17-18% в 2015-2016 гг. (13% в 2014 г.). Основной причиной сочтен рост налоговой нагрузки: с 2015 г. по 2017 г. акциз на бензин “Евро-5” вырос на 62,7% (на 3,9 тыс. руб. на тонну, или порядка 3 руб. на литр), НДПИ в январе 2017 г. достиг уровня 8 тыс. руб. на ту (около 6 руб. на литр). При этом в союзе отмечают, что оптовые цены на топливо “значимо выросли, а рост розничных цен даже не покрыл дельту увеличения НДПИ и акциза”. Сильно упала “маржинальность независимых АЗС, которая сегодня “провисла” вниз даже в относительно благоприятный зимний сезон”, отмечают в НТС.
По данным организации, в 2015 г. оптовые цены увеличились на 0,3%, розничные – на 3,5%, а в 2016 г. розница резко отстала от опта, рост цен составил 24,8% и 5% соответственно.
“Мы считаем, что любая попытка найти, а уж тем более обосновать какие-либо “справедливые” или “честные” цены всегда будет представлять собой сизифов труд”,- отмечается в презентации НТС (есть у “Ъ”). Фактически НТС оспаривает все вмешательство регуляторов в рынок: предлагается отпустить цены, отказаться от жесткой фиксации объема нефтепродуктов, которые нефтяники обязаны продавать через биржу, обеспечить прозрачность рынка путем развития объективных индикаторов, создать единые условия и правила игры для всех участников. В союзе напоминают, что после дефицита топлива в 2011 г. на бирже СПбМТСБ увеличивается объем торгов нефтепродуктами. Но при фиксированном предложении (10% от общего объема) цена на бирже, по сути, в первую очередь зависит от сезонных колебаний спроса, а розничные цены старательно сдерживаются ФАС. “Любая попытка повышения цен воспринимается негативно: власть работает на более широкий электоральный слой автолюбителей”,- отмечают в НТС, добавляя, что регулятор сломал существовавшую ранее систему, когда розничные цены на бензин в целом следовали за оптовыми. В ФАС получить оперативные комментарии не удалось. После 2011 г. в высокий сезон маржинальность независимых АЗС отрицательна – до минус 7%, сейчас отрицательная маржинальность встречается и в низкий сезон, говорят в союзе.
Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков” отмечает, что холодный сезон в РФ характеризуется снижением спроса на моторные топлива и увеличением маржи по бензину на заправках из-за падения оптовых цен. Но в сравнении с прошлыми годами этой зимой маржа АЗС по бензинам оказалась существенно ниже, так как из-за налогового маневра не было падения оптовых цен. В итоге АЗС сейчас вынуждены выживать, отмечает Турукалов. Усугубляет ситуацию, по мнению эксперта, фактор предвыборного года, когда власти традиционно сдерживают потребительские цены на нефтепродукты. “Участники рынка прекрасно понимали, что именно этого следует ожидать в 2017 г.”, – добавляет он. При этом крупные нефтекомпании, владеющие сбытовыми сетями, находятся в лучшем положении. Как уточняет источник “Ъ” на рынке, низкая маржинальность сетей АЗС может быть связана с особенностями внутреннего ценообразования в оптовом сегменте и высокой закупочной ценой для собственных сбытовых предприятий вертикально интегрированных нефтекомпаний. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)