В апреле Украина может получить первое решение Стокгольмского арбитража по иску к “Газпрому” по газовому контракту, который в 2009 г. согласовали Тимошенко и Путин. Также в Стокгольме находится второй иск “Нафтогаза” по транзитному контракту.
“Я ожидаю, что Украина выиграет Стокгольмский арбитраж с Москвой и отменит грабительский контракт. Не болтовней, а решительными юридическими судебными действиями. Докажем, что “Газпром” поставлял газ по завышенным ценам и снизим эти цены”, – говорил Петр Порошенко. Если “Нафтогаз” выиграет суд, “Газпром” должен будет выплатить порядка $50 млрд. за поставленный российский газ по завышенной цене и недоплату по транзиту. В “Нафтогазе” рассчитывают на победу, в противном случае он просто обанкротится. Эксперты и юристы оценивают шансы украинской стороны как достаточно высокие. Но предупреждают, что даже если Стокгольмский арбитраж и признает “Нафтогаз” победителем в споре, “Газпром” может отказаться выполнять решение суда.
За что судимся? “Нафтогаз” с “Газпромом” судятся в Стокгольмском арбитраже с лета 2014 г. Украинская сторона подала два иска. Первый касается контракта купли-продажи газа от 2009 г. Об условиях договора, как известно, договаривалась тогдашний премьер Юлия Тимошенко и президент РФ Владимир Путин. “Нафтогаз” требует пересмотра цены и компенсацию за поставленный российский газ по завышенной стоимости. Сумма претензий украинской стороны по первому иску – около $17 млрд. с процентами. В НАКе поясняют, что в контракте есть пункт о том, что украинская сторона может ставить вопрос о пересмотре цены, но с 2010 г. “Газпром” не шел на уступки.
“Компания утверждает, что имеет контрактное право требовать пересмотра контрактной цены для приведения ее к рыночному уровню. Руководство считает, что на 31 декабря 2015 г. компания рассчиталась по всем своим обязательствам за поставленный в течение 2010-2015 гг. газ”, – сказано в консолидированном отчете “Нафтогаза”.
Средняя стоимость газа для Украины в 2012 г. варьировалась в пределах $426/тыс. кубов, в то время как для Европы цена была на уровне $385/тыс. кубов. С 25 ноября 2015 г. Украина прекратила закупать газ в России. Цена того же российского газа, который мы закупаем в Европе и качаем реверсом в Украину, уже в начале 2016 г. была ниже $200/тыс. кубов. За весь 2016 г., по оценкам “Нафтогаза”, Украина заплатила в три раза меньше, чем если бы мы закупали газ в России: за незакупленный за прошлый год газ “Газпром” требует $5,3 млрд., а за европейский Украина заплатила $1,6 млрд.
“Если посмотреть статистику, как менялась динамика газовых цен на европейском споте по долгосрочным контрактам “Газпрома” для европейских потребителей, то видно, что цена газа, поставляемого в Украину для “Нафтогаза”, была выше. За исключением первого года действия контракта, когда контрактная формула не работала, так как “Газпром” в 2009 г. установил специальную (сниженную) цену на период до президентских выборов 2010 г. в Украине”, – пишет в своем блоге для “Сегодня” Михаил Гончар, президент Центра глобалистики “Стратегия XXI”.
Второй иск против “Газпрома” в Стокгольмский арбитраж “Нафтогаз” подал 13 октября 2014 г. Он касается недоплаченных российским монополистом денег за транзит природного газа. “В контракте “Газпром” зафиксировал, что будет транзитировать не менее 110 млрд. куб. м газа в год и ни единого раза это контрактное обязательство не выполнил. Более того, сократил объемы транзита более чем в полтора раза”, – говорит Михаил Гончар.
Сумма претензий украинской стороны по второму иску – около $12 млрд. с процентами. По словам коммерческого директора “Нафтогаза” Юрия Витренко, по условиям контракта у украинской стороны также было право пересмотра транзитной ставки, чем “Нафтогаз” и воспользовался: транзитная ставка увеличилась с $2,7 за транспортировку тысячи кубометров до $4,5.
По встречному иску к “Нафтогазу” “Газпром” требует около $50 млрд. за газ, поставки которого он не осуществил, но по которому была начислена плата по принципу “бери или плати”. По словам Юрия Витренко, в контракте действительно указаны определенные минимальные объемы газа, которые должна закупать Украина. Но, по словам аналитиков, в этом же контракте не зафиксирован механизм применения принципа “бери и плати” как, к примеру, в аналогичных контрактах “Газпрома” с западными компаниями. Поэтому здесь предсказать вердикт Стокгольмского арбитража крайне сложно.
Сроки и шансы Украины? Устные слушания по спору между “Нафтогазом” и “Газпромом” в Стокгольмском арбитраже, которые длились две недели, закончились 5 декабря прошлого года. По сообщениям НАКа, стороны произвели доклады относительно своих правовых позиций, перекрестный допрос свидетелей и экспертов.
Решение Стокгольмского арбитража по контракту купли-продажи газа ожидается до конца апреля. В “Нафтогазе” рассчитывают на положительный вердикт Фемиды. Если арбитраж станет на нашу сторону, мы сможем добиться пересмотра цены за российский газ и компенсацию за переплату поставленного российского газа по завышенной цене в 2010-2015 гг. Более того, по словам нардепа от “Радикальной партии”, члена профильного парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Юрия Чижмаря, если Стокгольмский арбитраж таки обяжет Россию снизить цену на газ, нардепы будут обращаться в НКРЭКП, с требованием пересмотреть тарифы на газ для населения. О возможном снижении цены газа для населения в случае выигрыша в арбитраже говорил и глава “Нафтогаза” Андрей Коболев. Чисто теоретически, эксперты и аналитики также допускают такую возможность, но предупреждают, что ждать от Кремля сиюминутных уступок вряд ли придется.
Юристы же отмечают, что более сильной позиция “Нафтогаза” является по вопросу отмены/изменения отдельных положений газового контракта. “Более благоприятной будет ситуация, при которой решение в этой части арбитры вынесут таким образом, который не будет предусматривать участие “Газпрома” в исполнении решения. Например, если арбитры примут решение отменить запрет на реэкспорт газа или отменить положение “бери или плати”. В данном случае необходимые рычаги будут только в руках “Нафтогаза”, который уже какое-то время газ у Газпрома и так не закупает. Стоит также учитывать, что решение об отмене положения “бери или плати”, скорее всего, будет иметь зеркальный эффект в виде отказа арбитров удовлетворить многомиллиардные требования “Газпрома”, заявленные именно на основании этого положения. Данное обстоятельство само по себе будет существенным положительным результатом для “Нафтогаза”, – считает партнер юридической компании AVELLUM Дмитрий Марчуков.
Другие юристы полагают, что арбитраж таки может взыскать с “Нафтогаза” около $2 млрд. за поставленный в Украину газ до 2015 г. “Можно прогнозировать, что Стокгольмский арбитраж откажет “Газпрому” во взыскании платежей “Take or pay” ( “бери или плати”), что будет свидетельствовать об освобождении “Нафтогаза” от денежных обязательств на сумму более $30 млрд. С другой стороны, Стокгольмский арбитраж взыщет в пользу “Газпрома” до $2 млрд. за поставленный в Украину газ и откажет Украине в пересчете стоимости уже уплаченного до 2015 г. газа”, – сказал “Сегодня” директор юридической компании Lions Litigate Станислав Батрин.
По второму иску, который касается недоплаченных российским монополистом денег за транзит природного газа, решение ожидается до конца июня этого года. И здесь, по словам экспертов, позиция “Нафтогаза” даже более сильная, чем по первому иску. Если арбитраж признает победу Украины, мы сможем добиться компенсации недополученных денег за транзит плюс гарантию уплаты Россией транзитной ставки до конца 2019 г., до конца срока действия контракта, хотя суд может и отказать в компенсации.
“Шансы о взыскании с “Газпрома” в пользу “Нафтогаза” ожидаемых доходов за транзит соответствующих объемов газа по территории Украины можно рассматривать как 50 на 50. Арбитраж может применить синхронный подход: отказывая в применении положений “Take or pay”, – отказать во взыскании в пользу “Нафтогаза” средств за транзит в объемах, которые в действительности не были соблюдены российской стороной”, – говорит Станислав Батрин.
В то же время, даже если Стокгольмский арбитраж и станет на сторону “Нафтогаза”, практическую реализацию решения он может возложить на стороны спора. То есть, “Газпрому” и “Нафтогазу” о выплатах компенсаций придется договариваться самостоятельно. Учитывая поведение России в течение последних лет, военную агрессию против Украины, отрицание очевидных фактов и контрпропаганду не сложно предположить, что, в случае своего проигрыша, “Газпром” откажется выполнять решение Стокгольмского арбитража. Ведь общая сумма исковых требований порядка $50 млрд. (требования “Нафтогаза” по двум искам, денежная выгода от снижения цены на газ и повышения цены транзита за все годы действия контракта вплоть до 2019 г.). В таком случае Украина может взять себе на вооружение опыт акционеров ЮКОСа, которые обращались в суд Германии с иском об аресте там российских активов для обеспечения им выплаты $50 млрд. по решению Стокгольмского арбитража. Аналогичные иски акционеры подали в суды Франции, Бельгии и США. По словам коммерческого директора “Нафтогаза” Юрия Витренко, если Украина выиграет, то сможет претендовать, к примеру, на российские доли в “Северном потоке-1” и “Северном потоке-2”. (Кристина Зеленюк, Сегодня/Энергетика Украины и мира)