Недавно стало известно, что глава правления “Нафтогаз Украины” и председатель набсовета “Укрнафты” Андрей Коболев является фигурантом уголовного производства об увеличении налогового долга “Укрнафты” в два раза.
Впервые информация на эту тему прозвучала еще год назад. Дело, о котором стало известно сейчас, является продолжением направленного в прокуратуру заявления нардепа Виктории Войцицкой об игнорировании Коболевым нового законодательства и бездействии в возвращении нефтедобывающего предприятия под государственный контроль.
В период, когда, в том числе, из-за нежелания Коболева не назначался новый глава правления, структуры, близкие к финансово-промышенной группе “Приват” Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, получали выгодные для себя условия работы, а “Укрнафта” залезала в долги.
Что стоит за делом против Коболева и как оно пересекается с уголовными производствами против структур Игоря Коломойского, вспоминает и рассказывает Insider.
Дела против структур Коломойского: матчасть
История с национализированным “ПриватБанком” показала, насколько виртуозно структуры Коломойского и Боголюбова могут и умеют выводить деньги.
Дыра в “ПриватБанке” стала рекордной – 148 млрд. необходимой докапитализации. После национализации глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что более 97% корпоративного портфеля “Привата” составляли инсайдерские кредиты.
Это значит, что деньги были розданы подконтрольным структурам и, как это часто водится, под несоизмеримые или же вообще нулевые залоги.
Интересно, что против “ПриватБанка” еще за два года до национализации было открыто уголовное дело о растрате рефинанса на 19 млрд. грн. До вручения подозрения тогда не дошло. Не появилось новостей об этом и после перехода финучреждения в госсобственность. Почему?
Несмотря на заверения со стороны НБУ о полном контроле ситуации, есть мнение, у людей Коломойского таки осталась условная “кнопка”, которая может, в случае чего, “уложить” один из самых больших банков страны.
Некоторые эксперты указывали в этом контексте на систему “Приват24”, которая принадлежит не “Привату”, а заграничной фирме, которая возможно аффилирована с Коломойским.
Параллельно с делом о рефинансе “Привата”, ГПУ совместно с налоговой милицией начали расследование против еще одного гиганта, который контролирует Коломойский – “Укрнафты”.
В крупнейшем в стране нефтедобывающем предприятии 50% плюс 1 акция принадлежит государству (НАК “Нафтогаз”), а 42% – структурам группы “Приват” с кипрской пропиской.
Позднее очень похожее дело удалось отыскать в НАБУ. Его фабула следующая.
Сотрудники рада подконтрольных Коломойскому-Боголюбову предприятий якобы вступили в сговор с должностными лицами подконтрольных “Привату” НПК “Галичина” и “Укртатнафты”, и, совершая антиконкурентные действия, выиграли аукцион по продаже сырой нефти, в результате чего завладели нефтью на 7,745 млрд. грн.
Эту нефть продавала “Укрнафта”, а “Украинская межбанковская валютная биржа” проводила аукцион. Сразу после подписания договоров купли-продажи, компании “Привата” попросили об отсрочке уплаты за нефть. Таким образом товар (в виде нефти) они якобы получили, но денег за это не заплатили. А это, по мнению детективов, стало одной из причин формирования искусственно созданной дебиторской задолженности “Укрнафты”.
Стоит заметить, что эти уголовные производства не затрагивают лично ни Коломойского, ни Боголюбова. Это дела против должностных лиц подконтрольных им предприятий.
Дело против Коболева
В конце января киевская прокуратура подала ходатайство о временном доступе к документам и вещам, находящимся в распоряжении НАК “Нафтогаз”. Документы касаются деятельности “Укрнафты”.
Это дело появилось не на пустом месте. Его возбудили из-за заявления в ГПУ нардепа Виктории Войцицкой еще в мае 2016 г. В таких случаях прокуратура обязана проверить приведенные факты и внести информацию в ЕРДР.
Также это уголовное производство, в отличии от предыдущих, имеет конкретного фигуранта – главу правления “Нафтогаза” и набсовета “Укрнафты” Андрея Коболева.
Следствие полагает, что Коболев, злоупотребляя своим служебным положением, не совершал действий по возврату ПАО “Укрнафта” под государственный контроль путем отстранения от исполнения обязанностей предыдущего главы правления компании Питера Ван Хеке и двух других членов правления.
Что, по версии прокуратуры, привело к тяжким последствиям для государства в виде увеличения налогового долга ПАО “Укрнафта” на 5,49 млрд. грн.
Вот, что писала в своем заявлении Войцицкая еще год назад: “Коболев был уполномоченным на заседании набсовета, даже в отсутствии представителей миноритарных акционеров, отстранить (…) Питера Ван Хеке и членов правления – Куща и Пустоварова (…) Не сделав этого Коболев проигнорировал алгоритм действий по возвращению “Укрнафты” под государственный контроль (…), чем нанес существенный ущерб государственным интересам в виде увеличения налогового долга с 5,11 до 10, 6 млрд. грн.”.
Как известно, изменениями в закон “Об акционерных обществах” парламентарии уменьшили кворум собрания акционеров до 50%+1 акции, что как раз позволяло убрать влияние Коломойского на решения собрания акционеров “Укрнафты”.
Ведь раньше, когда кворум составлял 60%, олигарх спокойно блокировал любое неугодное ему решение.
После законодательных изменений стала возможна смена руководства “Укрнафты” без влияния Коломойского. И его таки поменяли, но гораздо позже, чем это можно было сделать.
Связь с делами Коломойского
Согласно последнему обнародованному решению “по делу Коболева”, прокурор столичной прокуратуры просил о проведении внеплановой выездной ревизии “Укрнафты” в марте. Суд разрешил проведение такой ревизии.
Кроме прочего, прокуратура проверит ряд близких к “Укрнафте” структур, возможно связанных с “Приватом”.
Интересно также то, что в своем обосновании прокурор приводил данные консолидированного отчета “Укрнафты”.
Согласно ему, на формирование чистого убытка компании повлияли значительные расходы на 13,57 млрд. грн., которые не были связаны с прямой деятельностью предприятия. В основном это долги и штрафы за неуплату ренты.
“При этом, отдельным должникам ПАО “Укрнафта” аннулированы свидетельства плательщика НДС: ООО “Галнафта” ООО “Техголдстрой”, СП “Полигональ”, ООО “Техтрейд групп”, ООО “Гарант -УТН”, ООО” Верета-Союз”,” – говорится в судебных материалах.
Примечательно, что трое из вышеупомянутых предприятий являются предметом расследования в делах НАБУ и ГПУ – о завладении нефтью “Укрнафты”. Это фирмы с признаками фиктивности – “Галнафта”, “Техтрейд групп” и “Гарант -УТН”.
Также в материалах дела сказано, что по результатам проведения аукционов “Укрнафтой” по продаже нефти и газового конденсата собственной добычи весь объем углеводородов на общую сумму 3,36 млрд. грн. приобрела по стартовой цене фирма “Котлас”.
Эта фирма тоже упоминалась в деле о завладении нефтью. Следователи тогда установили, что у этой фирмы открыто 6 счетов в “ПриватБанке”, а также то, что у нее маленький статутный фонд, небольшой штат и нет амортизационных расходов.
Таким образом, суть дела, опустив запутанных цифры и показатели, можно свести к следующему.
Все упомянутые выше фирмы, согласно информации СМИ, подконтрольны группе “Приват”.
Во время операций, которые приносили ущерб “Укрнафте”, но позволяли на выгодных условиях работать структурам Коломойского, главой набсовета был Коболев.
В это время также, согласно запросу Войцицкой, игнорировался новый закон об акционерных обществах и не менялся председатель правления, работающий в интересах Коломойского.
Самого Коболева летом прошлого года журналисты заметили на встрече с Коломойским и Аресением Яценюком в Министерстве внутренних дел у Арсена Авакова. В тот день должна была состояться встреча набсовета “Укрнафты”, которая была сорвана из-за отсутствия кворума.
Мы обратились к Андрею Коболеву, чтобы узнать его позицию, но наш вопрос остался без ответа. (Лилия Макашова, Insider/Энергетика Украины и мира)