Европейская комиссия может самоустраниться от решения проблемы проекта газопровода “Северный поток-2”, который лоббирует Россия с целью ликвидации украинского маршрута транзита газа в Европу. Однако в процесс готовы вмешаться США, у которых есть рычаги, способные помешать осуществлению этих планов.

Новая администрация США президента Дональда Трампа, несмотря на существенные разногласия с предшественниками, подхватила из их рук эстафетную палочку в деле обеспечения энергетической безопасности Европы и, в частности, сдерживания энергетической экспансии России на континенте.

Речь, в первую очередь, идет о проекте газопровода “Северный поток-2”, по которому российский газ должен поставляться в Европу по трубе, проложенной по дну Балтийского моря. Газопровод будет иметь проектную мощность 55 млрд куб. м в год. В случае его реализации Украина потеряет львиную долю газового транзита, который осуществляется по ее территории, а, если будет также реализован проект “Турецкого потока”, особенно, с выходом второй нитки этого газопровода в Южную Европу, транзиту через Украину грозит полное обнуление.

Против “Северного потока-2” выступают многие европейские страны, например, Польша и балтийские государства, так как этот маршрут, как и в случае с Украиной, пройдет в обход их территорий. Кроме того, лишится своей части транзитных доходов Словакия, которая принимает газ в свою трубу сразу после Украины. Однако в проекте заинтересована Германия, и она позиционирует “Северный поток-2” как чисто коммерческий проект, лишенный политического подтекста.

Борьба за потоки

В конце марта в СМИ появилась информация о том, что Европейская комиссия обратилась к правительствам государств, входящих в Европейский Союз, с предложением высказаться по проекту “Северного потока-2” с тем, чтобы ЕК имела возможность сформировать единую позицию по возможному ведению переговоров с РФ по этому вопросу. Российская пресса поспешила интерпретировать это сообщение в том ключе, что Еврокомиссия призвала страны ЕС дать согласие на ведение переговоров с Москвой по строительству “Северного потока-2”, что, мягко говоря, является передергиванием фактов. Однако, причины для беспокойства, отчасти, существуют, и они связаны с тем, что проект лоббирует Берлин, к чьему мнению прислушиваются в Брюсселе.

Но Вашингтон также не ослабляет своего давления на Еврокомиссию. При прежней администрации США – в июле 2016 г. – группа американских сенаторов направила письмо на имя главы ЕК Жан-Клода Юнкера, в котором призвала европейское руководство не допустить реализацию “Северного потока-2”. По мнению авторов письма, действия РФ по лоббированию этого проекта направлены на “подрыв мира и безопасности в Европе, в том числе посредством использования энергетики как рычага политического влияния”. При этом они особо подчеркнули, что реализация “Северного потока-2” “серьезно бы подорвала экономику Украины и других стран Центральной Европы”. Авторами письма выступили четверо сенаторов-демократов и шесть представителей Республиканской партии, в том числе известный друг Украины Джон Маккейн.

Однако, нынешняя администрация США также озаботилась этим вопросом. На днях заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджет Бринк заявила, что “проект трубопровода “Северный поток-2″, который сосредоточил бы на одном маршруте примерно 80% европейского газового импорта из России, – это реальная угроза для энергетической безопасности Европы и Украины”.

В России понимают, что США продолжат давить на Еврокомиссию в вопросе энергобезопасности, в частности, в том, что касается реализации “Северного потока-2”. Как заявил в комментарии “Газета.Ру” первый вице-президент Центра политических технологий (РФ) Алексей Макаркин, соответствующие действия США связаны непосредственно с Украиной. “Это крупная политическая ставка, причем это не ставка Обамы или Трампа, это ставка американского государства… И теперь Америке приходится продолжать оказывать поддержку украинским властям”, – отметил он.

Другое дело, удастся ли США убедить Еврокомиссию не поддерживать “Северный поток-2”. О слабости европейского властного института прекрасно знают в Москве. И действуют соответственно. Несмотря на отсутствие какой-либо позиции Еврокомиссии и значительное сопротивление со стороны многих стран во главе с Польшей, РФ ведет активную подготовку к строительству газопровода, как минимум, на своей суверенной территории. Немалую роль в этом, впрочем, играет коррупционная составляющая, так как освоение колоссальных денежных средств, выделяемых под проект, независимо от результата, выгодно всевозможным “друзьям Путина”.

“То, что делается в самой России, вписывается в схему “откатопровода”, – сказал “Апострофу” президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар. Он напомнил, что по похожей схеме развивался проект “Южного потока”, от которого РФ в конечном счете отказалась из-за позиции ЕС, но к тому времени в проект были вложены огромные деньги.

“Они могут, конечно, начать строительство в режиме де-факто, надеясь, что де-юре вопрос будет утрясен. Подход здесь примерно такой, как у киевских застройщиков – важно захватить территорию, начать строительство, собрать деньги, а потом властям сказать: легализуйте, люди уже ждут, деньги вложены, а вы тут тормозите. Где-то такая рейдерская стратегия (со стороны РФ) начинает доминировать”, – сказал Гончар.

Пустая труба

Эксперт не исключил, что проект “Северный поток-2” может быть реализован, включая его морской участок. “Можно даже гипотетически предположить, что он будет построен в железе. Вопрос же состоит в том, как воспользоваться этой трубой”, – отметил он.

По словам Гончара, даже ныне существующий “Северный поток”, двойником которого должен стать новый газопровод, также имеющий мощность 55 млрд. куб. м в год, не используется в полной мере, так как есть ограничения на загрузку газопровода OPAL, в который поступает российский газ при выходе с морского участка трубы на сушу на территории Германии.

C OPAL связан скандал, разразившийся в октябре 2016 г. Еврокомиссия позволила российскому “Газпрому” расширить доступ к этому газопроводу, по сути освободив его от нормативов ЕС в сфере конкуренции. Польша, которая посчитала решение ЕК ущемляющим ее национальные интересы, обжаловала его в Европейском суде, позже к иску присоединилась и Украина. В результате суд приостановил действие решения Еврокомиссии на год, а немецкий регулятор Bundesnetzagentur обязал “Газпром” уменьшить использование газопровода OPAL до 50%. Мощность OPAL составляет 36 млрд. куб. м в год, таким образом, даже нынешний потенциал “Северного потока” избыточен, не говоря уже о возможности его увеличения вдвое.

В поисках компромисса

Еврокомиссия, скорее всего, официально не поддержит проект “Северного потока-2”, но при этом может согласиться на его реализацию, самоустранившись от решения проблемы, считает Михаил Гончар.”Сейчас похоже на то, что Европейская комиссия не одобрит (“Северный поток-2″), потому что это – как сделать себе политическое харакири. Насколько мне известно, Еврокомиссия ищет некую формулу умывания рук – она и не поддержит проект, но ей и сложно возражать, то есть, чтобы сохранить лицо, но и не включать красный свет”, – сказал он, пояснив, что ЕК не может откровенно игнорировать интересы крупнейшего игрока ЕС – Германии. Но с этим вряд ли смирятся США, и дело не только и не столько в поддержке Украины. Для Вашингтона гораздо важнее защитить свои экономические интересы.

“Позиция Соединенных Штатов, которые традиционно были против этого проекта, вполне логична и предсказуема, и она становится еще логичнее на фоне энергетической программы администрации Трампа, которая достаточно гармонична. Правительство США будет поддерживать и в дальнейшем политику расширения своего газового присутствия на внешних рынках и прежде всего в Европе”, – сказал Гончар.

С такой оценкой согласен политический аналитик Института Евро-Атлантического сотрудничества Владимир Горбач. “Что касается Соединенных Штатов, я думаю, что в этом вопросе не столько Украина для них важна, сколько их собственные интересы, которые состоят в том, чтобы поставлять в страны Европейского Союза энергоносители, прежде всего, углеводороды. США являются конкурентом России”, – сказал он в комментарии “Апострофу”.

В связи с этим США будут искать различные способы влияния на Еврокомиссию. “Повлиять на позицию Европейской комиссии напрямую, конечно же, Соединенные Штаты не могут. За столом принятия решений представителя США не будет. Но повлиять на позицию стран-членов ЕС они могут непрямым способом”, – считает Горбач.

“Думаю, что обе стороны (ЕС и США) заинтересованы в том, чтобы улучшить отношения и восприятие друг друга. В принципе, пойти на сотрудничество – не принуждение, а просьбы – Европейский Союз может, и он, в принципе, ориентирован на поиск компромиссов”, – добавил эксперт.

Какими могут в этом случае быть аргументы администрации Трампа? Ну, например, решение больного для многих стран ЕС вопроса увеличения финансирования сектора безопасности.

В конце марта издание The Sunday Times написало, что якобы во время встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель Трамп вручил ей счет за услуги НАТО на более чем $300 млрд. Позже в Белом доме эту информацию опровергли, но осадок, как говорится, остался. Безусловно, любые предположения по этому поводу являются всего лишь домыслами. Однако можно с уверенностью утверждать, что, если Евросоюз, самостоятельно или под давлением США, решит отказать РФ в поддержке проекта газопровода “Северный поток-2”, Украина от этого только выиграет. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий