Продление соглашения с ОПЕК о сокращении добычи нефти может принести бюджету РФ дополнительно около 770 млрд. руб. в 2017-2018 гг., подсчитали аналитики Vygon Consulting.
Но нефтяников, наоборот, ждут потери: EBITDA отрасли упадет за тот же период на 160 млрд. руб., в основном за счет укрепления рубля, а большую часть доходов компаний от роста цены на нефть заберет через налоги бюджет. Сделка с ОПЕК также окажет среднесрочное воздействие на добычу нефти в РФ: в 2018 г. она будет ниже потенциального уровня на 10,5 млн. т.
Продление соглашения крупнейших нефтедобывающих стран ОПЕК и вне ОПЕК до конца 2017 г. или даже частично на 2018 г. должно принести существенные доходы бюджету РФ, но нефтекомпании в результате скорее потеряют, отмечают аналитики Vygon Consulting в ежегодном отчете. Решение о продлении будет приниматься на встрече в Вене 25 мая, основные игроки – Россия и Саудовская Аравия – уже высказались за сохранение условий сделки еще на девять месяцев, до конца первого квартала 2018 г. По оценке Vygon Consulting, продление соглашения с ОПЕК приведет к росту средней цены на российскую нефть Urals в 2017 г. до $53/баррель при $41/баррель, если бы соглашения вообще не было, и $46/баррель в случае, если соглашение не продлят. Чистый выигрыш бюджета РФ от продления оценивается в 450 млрд. руб. в 2017 г. и в 320 млрд. руб. в 2018 г., несмотря на укрепление рубля, вызванное ростом цены на нефть.
Однако для нефтекомпаний ситуация не столь радужна, поскольку из-за устройства налоговой системы РФ большую часть выигрыша из-за роста цены на нефть забирает бюджет в виде налогов, а компании несут потери из-за того, что добывают меньше нефти. Аналитики оценивают негативный эффект на EBITDA отрасли в 60 млрд. руб. в 2017 г. и 100 млрд. руб. в 2018 г. по сравнению с вариантом, если сокращение добычи будет решено не продлевать.
В то же время, как подчеркнул Григорий Выгон, такая ситуация для нефтяников все равно лучше, чем если бы государство забирало их выручку в виде дополнительных налогов, как в 2015-2016 гг. Теперь теоретически нефтяники могут просить о дополнительных налоговых льготах, например, по обводненным месторождениям. Глава Минэнерго Александр Новак говорил 17 мая, что компенсации нефтяникам не связаны со сделкой с ОПЕК, но, по данным “Ъ”, именно доходами бюджета от сделки министерство обосновывало в апреле на совещаниях в правительстве возможность новых льгот, в частности, для Самотлора “Роснефти”.
Риски сделки с ОПЕК заключаются, во-первых, в том, что придется сократить бурение на старых месторождениях, чтобы удержаться в рамках “квоты” и при этом развивать новые проекты (они выгоднее, так как имеют налоговые льготы). В результате добыча на старых месторождениях будет быстро падать, и чтобы ее стабилизировать, потребуется время. В итоге в 2018 г. РФ, по оценке Vygon Consulting, будет добывать около 556,7 млн. т вместо 567,2 млн. т (без продления) или 571,6 млн. т (если бы соглашения вообще не было).
Во-вторых, есть риск того, что цена на нефть не вырастет так сильно, как ожидают, а рубль серьезно не ослабеет. Динамика цен, в первую очередь, будет определяться тем, насколько быстро будет расти добыча нефти в США: РФ и ОПЕК создают для этого условия, сдерживая добычу. Аналитики АКРА прогнозируют при продлении соглашения цену Urals в 2018 г. на уровне $55/баррель и более высокую добычу в РФ – 563 млн. т. По их оценкам, структурная себестоимость сланцевой добычи в США составляет $59/баррель и будет расти, так как увеличивается стоимость бурения. Антон Рубцов из Vygon Consulting сомневается в этом, поскольку эффективность бурения сланцевых скважин существенно выросла. Хотя к концу 2017 г. соглашение РФ и ОПЕК должно привести к существенному дефициту на рынке – 1,35 млн. баррелей в сутки, уже в 2018 г. он сократится до 0,3 млн. баррелей в сутки, говорит аналитик, и “в среднесрочной перспективе вопрос о том, будет ли рынок сбалансирован при цене выше $50/баррель, остается открытым”. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)