26 мая народный депутат из “Самопомочи” Семен Семенченко объявил о начале второго этапа экономической блокады.
Продавив правительственное решение об экономической блокаде непризнанных республик “ДНР-ЛНР”, из-за которой горно-металлургический комплекс лишился поставок угля с оккупированной территории, а позднее принадлежащие “Метинвесту” заводы были “национализированы” сепаратистами, теперь Семенченко решил побороться с “врагами” внутренними. И хотя “Штаб Блокады торговли с оккупантами” опроверг заявления нардепа о планах национализировать предприятия, принадлежащие украинским инвесторам, “ДС” решил подсчитать, во что обойдется новая инициатива нардепа.
Следующей его целью станут олигархи, у которых депутат пообещал поотбирать приватизированные ранее ими предприятия.
Теперь Семенченко намерен заняться возвратом в государственную собственность предприятий, покупатели которых, как он утверждает, не выполняют взятых на себя инвестиционных обязательство. Среди потенциальных “жертв” новой “борьбы за справедливость” Семенченко назвал Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа и Виктора Пинчука.
Начать экспроприацию частной собственности, а по другому это назвать нельзя, Семенченко предлагает с Бурштынской ТЭС, входящей в состав энергогенерирующей компании “ДТЭК Захидэнерго”. “Например, Бурштынская ТЭС, с помощью которой экспортируется электроэнергия в Европу. Он (Ахметов) не выполняет своих инвестобязательств, что является правовым основанием для расторжения договора. Антимонопольный комитет и Фонд госимущества должны провести проверки”, – сказал нардеп.
Почему он решил, что компания ДТЭК не выполняет инвестобязательств, и откуда у него такие сведения, депутат предпочел не рассказывать.
Однако если проанализировать его цитату, становится понятно, что эти данные взяты с потолка.
Ведь если уже известно, что ДТЭК не выполняет инвестобязательств, то зачем проводить проверки? А если проводить проверки, то откуда он знает о ее результатах.
Даже если допустить, что владелец ДТЭК действительно не выполнил инвестобязательство, то установить это доподлинно может Фонд госимущества, который контролирует соблюдение условий договора купли-продажи “Захидэнерго”, заключенный в 2011 г. Но одного вывода ФГИ мало – для того, чтобы вернуть предприятие в собственность государства, необходимо решение суда, а не одного Семенченко, даже если он депутат парламента.
Реприватизация “Криворожстали” и ее повторная продажа по более высокой цене стала возможной только после решения Киевского апелляционного хозяйственного суда, который в июне 2005 г. признал незаконной продажу этого предприятия “Индустриально-металлургическому союзу”, владельцами которого были Виктор Пинчук и Ринат Ахметов. Самый свежий пример цивилизованного решения приватизационных споров – ФГИ в мае этого года обратился в суд с иском о расторжении договора купли-продажи “Укртелекома”.
Семенченко же предлагает сэкономить на процедурах, принятых в цивилизованном мире, и забрать предприятие у его законного владельца так, как это делали большевики в 1917 г.
“Мы его (предприятие) заберем. Просто заберем физически. Заставим правительство забрать его в госсобственность”, – объявил он и добавил, что все это будет обеспечено “общенародной поддержкой”.
ДТЭК приобрел “Захидэнерго” в конце 2011 г. почти за 2 млрд. грн., что при том курсе гривни составляло более $240 млн. В состав “ДТЭК Захидэнерго” входит три ТЭС – Бурштынская, Ладыжинская и Добротворская.
ДТЭК опроверг заявления нардепа о невыполнении инвестобязательств: “С момента приватизации в 2012 г. компания инвестировала в станцию 2,7 млрд. грн. В составе ДТЭК Бурштынская ТЭС стала одним из наиболее модернизированных энергетических объектов страны. Разработана долгосрочная программа дальнейшего обновления станции. В ее рамках только в текущем году капитальные вложения превысят 1,6 млрд. грн.”.
Бурштынская ТЭС, с которой Семенченко пообещал начать масштабный отъем частной собственности, примечательна тем, что на ее основе построен Бурштынский энергоостров, который не связан с украинской энергосистемой, а “заточен” под поставки электроэнергии на экспорт. Именно с Бурштынской ТЭС осуществляется наибольший объем поставок электроэнергии на экспорт – в Венгрию, Словакию и Румынию. Экспорт электроэнергии – существенный источник поступления валюты в страну. Только в прошлом году за счет экспорта электроэнергии Украина заработала $152 млн., тогда как, например, в 2013 г. экспорт электроэнергии принес $580 млн.
Похоже, что Семенченко в пылу революционной борьбы забыл, что предприятия не только принадлежат кому-то из олигархов, но иногда и зарабатывают валюту для страны. При этом следует учесть, что экспорт электроэнергии – это только вершина энергетического айсберга: есть еще и шахтеры, добывающие уголь для ТЭС, железнодорожники, доставляющие этот уголь от шахт до станций, диспетчеры, регулирующие энергосистему. Кроме того, после снижения потребления электроэнергии в Украине, потери контроля над Крымом и ОРДЛО, экспорт электроэнергии является существенным подспорьем для поддержания энергетиков на плаву.
По мнению ДТЭК, заявления нардепа можно расценивать как диверсию против энергетической безопасности страны. “Блокада Донбасса, организованная депутатами С. Семенченко и В. Парасюком, привела к драматическим последствиям. Из-за остановки грузоперевозок падение промышленного производство продолжается третий месяц. В марте, когда началась блокада, оно составило 2,7%, а в апреле – 6,1%”, – указывает ДТЭК.
По мнению компании ДТЭК, что угрозы силового захвата Бурштынской ТЭС являются полным пренебрежением законодательства и Конституции, поэтому оценку им должны дать правоохранительные органы. “ДТЭК готовит обращение в правоохранительные органы по факту покушения на преступление, а также намерен защищать свои интересы и репутацию в судебных органах Украины и европейских правовых институтах”, – указано в заявлении компании.
Поэтому если завтра Семенченко со своими сторонниками заблокирует работу Бурштынской ТЭС, то это приведет не только к потере сотни миллионов долларов валютной выручки от продажи электроэнергии на экспорт, но и к разбалансировке украинский энергосистемы, поскольку эта ТЭС поставляет электроэнергию и на украинский рынок. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)