8 июня 2015 г. начался крупнейший в истории Украины пожар. Васильковскую нефтебазу компании БРСМ тушили почти неделю, сгорело около 20 тыс. т нефтепродуктов, или восемь железнодорожных составов. Продукты горения – бензопирены и канцерогены ушли в воздух, воду, почву. Погибли шесть человек, полтора десятка спасателей и сотрудников терминала стали инвалидами.
Спустя два года виновные не наказаны, ущерб пострадавшим не возмещен. Каким бы невероятным ни казался тогда такой сценарий, виновникам трагедии, похоже, удалось откупиться, а дело фактически развалили.
В Киевской области продолжают работать десятки нефтебаз с массовыми нарушениями, включая нефтебазу БРСМ. Живет и ремесло, которое привело к Васильковской трагедии, – кустарное производство топлива.
Причины аварии установили практически сразу: на фоне пылающих резервуаров тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк, а также министр внутренних дел Арсений Аваков и глава ГСЧС Николай Чечеткин заявили, что пожар возник в процессе изготовления топливного фальсификата. Жертвы среди спасателей и растянувшееся на неделю тушение пожара – следствие многочисленных нарушений норм строительства и эксплуатации нефтебазы.
Лжец, лжец
БРСМ поспешила заявить, что это был теракт. До этого “теракт” был и в апреле 2014 г. на АЗС компании в Переяславе-Хмельницком. Тогда погибли пять человек.
“Причиной трагедии стал взрыв воздушно-газовой смеси вследствие утечки из проеденного коррозией трубопровода и накопления смеси в подвальном помещении станции”, – огласил итоги расследования глава Госгорпромнадзора Степан Дунас. Что касается теракта, то были проведены все возможные экспертизы – химическая, баллистическая, взрывопожарная и т. д., но ни одна из них не подтвердила эту версию. О теракте перестали говорить и в Василькове.
Сергей Здоренко, начальник нефтебазы КЛО, расположенной по соседству с базой БРСМ, одним из первых прибежал на место происшествия, оказывал первую помощь пострадавшим.
“Побежали на базу БРСМ, а оттуда выскакивают 6-7 человек. Один из них обгоревший весь, в струпьях. Спрашиваю другого: что случилось? Тот отвечает, что оборвало шланг во время перекачки горючего, а провода на насосе голые были – и бензин попал на них. Все сразу же загорелось.
А у них (БРСМ. – С.К.) не было системы пожарной безопасности… Обваловки не было, системы пожаротушения как таковой тоже. Огнетушители чисто символически были. У них даже пеногенераторов нет на резервуарах”, – рассказал С. Здоренко в интервью The Insider.
Вторят очевидцу и чиновники. “Обваловки на базе не было, внешней системы тушения тоже, отсутствовали пенообразователи… Из-за расположения резервуаров на наклонной местности топливо лилось в пожарный водоем, его нельзя было использовать при тушении”, – заявил в ходе слушаний в Киевоблраде директор департамента гражданской защиты Киевской ОГА Игорь Аксенов. По его словам, первопричиной возгорания стало использование персоналом незащищенной перекачивающей мотопомпы, которая при перекачке топлива дала искру.
По мнению С. Дунаса, в Переяславе были нарушены практически все нормы безопасности, сам комплекс даже не был введен в эксплуатацию. Аналогичного мнения придерживается и Госслужба по чрезвычайным ситуациям, только уже по поводу Василькова.
Буквально за месяц до трагедии в Василькове пожарные составили акт по результатам проверки базы, выявив 52 (!) нарушения. Как и переяславский комплекс, хранилище не было введено в эксплуатацию и не имело права работать, отмечается в отчете правительственной комиссии по итогам расследования причин аварии. Но почему нефтебаза не была закрыта? Ответа нет. За 15 лет БРСМ без разрешения контролирующих органов нарастила резервуарный парк в 15 раз, до 28 тыс. куб. м. И это на территории, находящейся между воинской частью, напичканной ракетами и снарядами, и другой, еще более мощной, нефтебазой компании КЛО.
Однако это еще не все вопросы. В Переяславе-Хмельницком работает вторая нефтебаза БРСМ. Ее резервуарный парк не только больше, но и соседствует на одной площадке с мощнейшей в регионе газонаполнительной станцией БРСМ.
“Там (на нефтебазе БРСМ в Переяславе) аналогичные нарушения: недостаточное расстояние от резервуаров до насосных станций, не оборудован пожарный пост, отсутствует пенообразователь, нет замкнутой обваловки резервуаров, нет проездов для пожарной техники, нет систем раннего оповещения о пожарной безопасности”, – рассказал осенью 2015 г. представитель ГСЧС Руслан Буханец. Это также было предписано: устранение нарушений по сотне позиций.
Осуществил ли владелец базы необходимые мероприятия? Неизвестно, ведь под разными предлогами повторная проверка срывается.
“Курить я буду, а пить не брошу”
О кустарном производстве в Василькове знали задолго до пожара. По железной дороге сюда поступало все необходимое: стабильный газовый бензин, октаноповышающие и антидетонационные присадки и многое другое (после потери Васильковской нефтебазы эти грузы переместились на новые терминалы компании в Казатине (Винницкая обл.), Гадяче (Полтавская область, там же, по словам источников на рынке, есть перерабатывающие установки), Голованевске (Кировоградская обл.) и Переяславе-Хмельницком. Это тяжелая наследственность, видимо, передалась от Эдуарда Ставицкого, с которым участники рынка и СМИ неразрывно связывают БРСМ.
Свои первые серьезные деньги беглый экс-министр энергетики заработал на выпуске безакцизных смесевых бензинов.
БРСМ присущи две особенности. Первая: эта сеть АЗС продает топлива намного больше, чем закупает. Вторая особенность: в корзине реализуемых на заправках бензинов 35% приходится на марку А-95, которую БРСМ не закупает – ни по импорту, ни на внутреннем рынке. Только А-92. Откуда БРСМ берет недостающий продукт и бензин А-95?
Вопросов много, особенно если сложить все объемы товарного топлива, сырья и компонентов, поступающих на нефтебазы БРСМ.
Пошатнулась привычная картина в 2016 г., когда объемы продаж и закупок резко сблизились. Но зачем БРСМ, как и годом ранее, закупила 41 тыс. т сырья и компонентов для выпуска моторных топлив? Обратим внимание на неадекватное снижение у БРСМ розничных продаж на 24,84% – рекордный для рынка результат. В среднем же по стране снижение составило 10,55%. В сети группы “Приват”, также работающей в низшем ценовом сегменте, падение составило 10,05%. Не исключено, что фискалы и органы статистики просто перестали видеть часть продаж – “бить” топливо мимо кассы без выдачи кассового чека было весьма распространенным явлением в прошлом году. Эффект достаточно ощутимый: с каждого проданного литра взимался “розничный” акциз – в среднем по году 1,2 грн.
Эксперименты со смешиванием топливных компонентов не прошли бесследно. В конце 2016 г. Генпрокуратура и Государственная фискальная служба обрушились на БРСМ, обвинив сеть в неуплате более 1 млрд. грн. налогов. Из 175 АЗС было закрыто до 100 комплексов. Это нашло отражение в статистике реализации: за четыре месяца 2017 г. объемы БРСМ рухнули вдвое, фактически сеть держится на станциях Киева и Киевской области, которые по неизвестным причинам избежали санкций проверяющих. Но и это не смогло сломить дух БРСМ: пускай и в меньших объемах, но поставки компонентов бензина продолжаются. По-прежнему в номенклатуре закупок БРСМ только бензин А-92 и ни тонны А-95.
Кому я должен, всем прощаю
“В ближайшее время результаты расследования будут оглашены, и они будут впечатляющими!” – пообещал А. Аваков в один из тех жарких дней в Василькове. Министр обманул. Не впечатляющими, а шокирующими стали для родственников погибших и для покалеченных спасателей эти два года. Сначала следователи затягивали расследование, как могли. А весной 2016 г. дело было разделено на два: в одном пострадавшими выступают семьи сотрудников нефтебазы, а обвиняемыми – четверо руководителей нефтебазы. Во втором деле потерпевшими выступают пострадавшие спасатели и их семьи, а обвиняемыми… руководство ГСЧС.
“Логика следователей такова: за пострадавших сотрудников нефтебазы будут отвечать руководители нефтебазы, а в гибели пожарных виновно руководство ГСЧС, мол, не так гасили. То, что причиной пожара стало нарушение норм безопасности владельцем нефтебазы, во внимание, видимо, не принимается”, – говорит адвокат потерпевших Александр Мирошник. В результате БРСМ обезопасили от ответственности и выплат компенсаций пострадавшим, которых судья и прокурор синхронно отказались признать потерпевшими. Разумеется, это серьезно повышает шансы обвиняемых – руководства базы – выйти сухими из воды.
А что владельцы БРСМ? Они не фигурируют ни в одном из дел. Наказанием им пока стали потеря сгоревшего имущества ($20-25 млн.), упомянутая облава силовиков и распределение несчетного числа взяток всем и вся от следователей и прокуроров до министров. Перепало и всякой “периферии”, например экологическим институтам. Один из них в прошлом году отрапортовал, что пожар не нанес вреда окружающим территориям, хотя там за семь дней сгорело месячное потребление нефтепродуктов всей Киевской области. Расходы, похоже, большие, потому что ни копейки семьям погибших и покалеченных владельцы БРСМ, глубоко верующие люди, не дали. Видать, на то воля Божья. (Сергей Куюн, директор ООО “Консалтинговая группа А-95”, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)