США вынашивают планы о том, чтобы стать ведущим поставщиком сжиженного природного газа на мировой рынок. Администрация Дональда Трампа рассматривает экспорт газа как способ увеличить влияние США на мировой арене, говорится в заявлении Белого дома.

Пи этом США намерены проводить протекционистскую политику в области экспорта энергоносителей и надеется таким образом улучшить торговый баланс страны, сообщает ПРАЙМ. Как основной рынок сбыта рассматривается Европа, несмотря на дороговизну американского СПГ и ограниченные возможности газовой отрасли этой страны.

Министр торговли США Уилбур Росс сообщил, что страна намерена сократить торговый дефицит, который в 2016 году достиг 500 млрд долларов, в том числе, за счет торговли СПГ с Евросоюзом.

В настоящее время в США действует один СПГ-завод в Sabine Pass, штат Луизиана. В эксплуатации находятся три технологические линии мощность 4,5 млн. т/г каждая. Однако, по оценке агентства Platts, к 2020 году мощности по производству СПГ в США могут достичь 70 млн. т/г. Таким образом, США превратятся в ведущего производителя СПГ в мире, наряду с Катаром и Австралией.

Несмотря на далеко идущие планы Белого дома, в настоящее время потребление природного газа в США превышает собственное производство. Согласно данным ВР Statistical Review of World Energy, в прошлом году добыча газа в США составила 749,2 млрд. куб. (72,3 млрд. куб. фут./сут.), а собственное потребление достигло 778,6 млрд. куб. м (75,15 млрд. куб. фут/сут).

Более того, в 2016 году в газовой отрасли США впервые за последние 10 лет наблюдалось снижение объемов производства. По оценке ВР, в прошлом году добыча газа в стране упала на 2,5% по сравнению с 2015 годом. В этом году негативная тенденция продолжилась, несмотря на фактическое субсидирование газовой отрасли со стороны финансовых структур. В начале мая в США добывалось 70 млрд куб. фут./сут. – самый низкий показатель за последние два года.

Компании, добывающие сланцевый газ в США, генерируют только отрицательный денежный поток – доходы от операционной деятельности не покрывают капитальные затраты – но продолжают свою деятельность, имея практический неограниченный доступ к финансовым ресурсам.

Экспорт американского СПГ на мировой рынок начался в феврале прошлого года. Крупнейшими потребителями являются Мексика, Чили и Китай. На европейский рынок американский СПГ поступал в небольших объемах, а покупателями до недавнего времени были исключительно страны Южной Европы. Однако в июне начался экспорт в Нидерланды и Польшу, а в августе ожидается поставка первой партии американского СПГ в Литву.

Кроме того, эстонская компания Alexela и финская Haminan Energy начали строительство СПГ-терминала около города Котка в Финляндии. Мощность первой очереди невелика, всего 0,1 млн. т/г, но уже планируется расширение терминала в связи с ростом спроса на сжиженный газ в регионе. Alexela также не отказывается от строительства СПГ-терминала в самой Эстонии, в районе города Палдиски или в порту Мууга, при условии получения финансирования от ЕС. Основным источником СПГ эстонская энергетическая компания рассматривает США.

Однако СПГ из США существенно дороже российского трубопроводного газа, поэтому европейские потребители – прежде всего Германия – заинтересованы в увеличении поставок топлива из России. Экспорт российского газа в Германию вырос на 15,7% в январе-мае этого года по отношению к тому же периоду годом ранее, достигнув 22,3 млрд куб. м.

Поставки “Газпрома” в дальнее зарубежье, прежде всего в ЕС, в 2016 г. достигли рекордного объема – свыше 179 млрд куб. м. “Газпром” добился таких показателей благодаря проведению гибкой ценовой политики на европейском рынке. Но для проведения такой политики российской компании необходим надежный маршрут доставки топлива европейским потребителям. Таким маршрутом должен стать “Северный поток-2”.

Однако стремление европейцев расширять сотрудничество с Россией в энергетической сфере идет вразрез с планами США. Вашингтон намерен ужесточить санкции против Москвы и западных компаний, принимающих участие в российских трубопроводных проектах.

Стремление Вашингтона не допустить строительство “Северного потока-2” находит поддержку в органах ЕС. Европейская комиссия стремится распространить действие нормативных актов ЕС в области энергетики – Третий энергетический пакет – на “Северный поток-2”, под который газопровод не подпадает.

ЕК утвердила проект мандата для проведения переговоров с Россией на правительственном уровне. Распространение положений Третьего энергетического пакета на газопровод, который не пролегает по территории ЕС, может затянуть реализацию проекта на неопределенный срок.

Министры энергетики европейских стран в рамках Совета ЕС пока отказали ЕК в предоставлении мандата, данный вопрос будет рассмотрен 25 июля на очередном заседании Совета ЕС.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель также выступает против наделения дополнительными полномочиями ЕК, но считает необходимым внести ясность в правовые вопросы, имеющие отношение к “Северному потоку-2”. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий