Энергетики махнули на свои производственные мощности рукой. За первые шесть месяцев 2017 г. ремонты и обслуживание оборудования украинской газотранспортной системы (ГТС) были выполнены лишь на 24% от плана. Диагностика систем – на 35%, а капитальные инвестиции – всего на 14%, утверждает экс вице-президент и бывший главный инженер ПАО “Укртрансгаз” Игорь Бурак.
Новость об увольнении Игоря Бурака с занимаемой должности вряд ли бы заинтересовала общественность. Хоть украинский народ формально и является конечным бенефициаром НАК “Нафтогаз”, которому принадлежит 100% “Укртрансгаза”, кадровые перестановки ведомства не настолько увлекательны. На них можно было не обратить никакого внимания, если бы не приближающийся новый отопительный сезон.
Как сообщается в пресс-релизе “Укртрансгаза”, кадровые изменения (которые стали результатом служебного расследования закупок услуг по диагностике магистральных газопроводов) не помешают подготовке и дальнейшей надежной работе ГТС при прохождении отопительного сезона 2017/2018. А также не скажутся на выполнении Украиной транзитных газовых обязательств и на поставку газа украинским потребителям. Скорее, наоборот, должны улучшить эту работу.
Игорь Бурак придерживается иного мнения, добавляя, что необходимые регламентные работы выполнены только на треть.
“За оставшиеся полгода все необходимые работы на украинской газотранспортной системе выполнить физически не получится. Максимум чего можно будет достичь – 50-60% выполнения плана. То есть нет никакой гарантии, что система будет работать грядущей зимой на 100% безотказно, а потенциальные риски минимизированы насколько это возможно”, – отметил он.
Инженер полагает, что такая ситуация сложилась из-за внедрения обновленной системы расчетов компании.
“Если бы новая система расчетов, примененная новым менеджментом “Укртрансгаза”, работала на этапе закупки и заключения договоров, то этого сбоя не было бы. Но в 2017 году пришел новый менеджмент, с новым подходом к исполнению старых договоров”, – рассказал UBR.ua Игорь Бурак.
По его словам, например, в прошлом году компания закупила у подрядчика услуги по строительству некоего объекта. Часть работ подрядчик выполнил в 2016 году, а часть – в начале 2017-го. Но на этапе документального оформления очередного этапа работ ему сообщили, что оплата за них будет в конце предельного срока, предусмотренного договором. Иногда это было и 120, и 180 дней.
“Эти сроки в договорах остались со времен тотального отсутствия денег и неплатежей. Разумеется, все понимали, что “до 120 дней”, не означает автоматически “на 120-й день”. А подход сейчас такой. Если подрядчик хочет получить деньги раньше, он должен предложить скидку”, – рассказал бывший вице-президент ПАО “Укртрансгаз”.
Порой выходило, что половина фундамента сделана по одной цене, а вторая половина -дешевле. Тогда у правоохранительных органов возникали вопросы к цене строительства. Подрядчики так долго ждать не готовы, а потому просто сократили объемы выполняемых работ.
Когда и где “рванет”
Как рассказал UBR.ua сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, магистральные газопроводы – это зачастую две параллельные трубы. В каких-то “узких” местах, например, подводных или трансграничных переходах, прокладывают даже по четыре нитки.
Система имеет резервирование и позволяет перенаправлять газ по отдельным направлениям, в случае аварии. Однако очень многое зависит от места и времени возможного возникновения аварии. Зимой, например, загрузка трубопроводов выше. Поэтому все будет зависеть от конкретных обстоятельств: есть ли обходные пути, насколько загружена сеть, каково ее состояние и прочих факторов.
“Если это магистральный экспортный трубопровод, то придется согласовывать свои действия с “Газпромом”. Так как Центральное диспетчерское управление определяет маршруты в зависимости от заявок на загрузку по входу-выходу газа”, – объяснил Марунич.
По его словам, надо помнить, что система украинской ГТС очень изношена, местами на 70%. Авария может произойти не потому, что кто-то не обслуживал систему, а просто из-за “усталости металла”.
“Например, трубопровод “Уренгой-Помары-Ужгород” требует перекладки около 150 километров трубы. Это собирались сделать еще с 2010 года, но пока что меняют совсем небольшие участки – не более 15-20 км в год в лучшем случае. Чтобы оценить состояние этого трубопровода, достаточно сказать, что за последние пять лет на нем зафиксированы четыре аварии”, – рассказал эксперт.
Рядовых украинцев проблемы “Укртрансгаза” могут коснуться только в том случае, если из-за какой-то поломки на магистрали местный облгаз не сможет подать голубое топливо в дома.
“Где-то могут быть резервные мощности, где-то нет. Все опять зависит от места аварии. Больших проблем для рядовых потребителей вроде бы не должно быть, так как “Укртрансгаз” – это магистрали к крупным промышленным потребителям и для транзита газа в ЕС”, – считает Марунич.
По его словам, есть информация, что в связи с попытками переподчинения компании “Укртрансгаз”, сменой ее руководства, происходили задержки с закупкой необходимых материалов и как следствие – проведением регламентных работ. Однако нынешнее руководство НАК “Нафтогаз” не заинтересовано в возникновении нештатных ситуаций. Ведь, в конечном итоге в случившемся будут винить их.
Активная стадия противостояния между руководством НАК “Нафтогаз” и “Укртрансгаз” началась в сентябре 2016 г., когда министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) перебрало на себя функции по управлению УТГ (право смены правления и набсовета, утверждение финплана и инвестпрограммы). Позднее МЭРТ отменил свое решение о переподчинении УТГ, а Кабмин забрал себе управление госхолдингом. (Константин Симоненко, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)