Карманный оператор теплосетей КГГА еще не успев поработать, уже “освоил” выделенные из городского бюджета более 30 млн. грн.

В распоряжении редакции оказались документы, демонстрирующие объемы дотаций на недавно созданное столичными чиновниками коммунальное предприятие “Киевтеплоэнерго”, которое проталкивают на место “Киевэнерго”. Карманный оператор теплосетей КГГА еще не успев поработать, уже “освоил” выделенные из городского бюджета более 30 млн. грн.

КГГА заявляет, что активно готовит замену “Киевэнерго”, контракт с которым у городской власти заканчивается в апреле 2018 г. В мэрии декларируют курс на проведение масштабного международного конкурса по передаче целостного теплового комплекса Киева в концессию. По словам мэра Киева Виталия Кличко, интерес к столичному тепловому хозяйству уже сейчас проявляют компании из Франции, Нидерландов, Польши. Новому концессионеру столичная власть обещает понятные условия работы, ожидая взамен немалых вложений в порядком изношенные теплосети. “Каждая из иностранных компаний понимает, что нынешнее состояние теплосетей требует значительных инвестиций”, – говорит Кличко.

А его заместитель Петр Пантелеев еще в июне якобы привез из Хельсинки “предварительную договоренность” с финской компанией с российскими корнями Fortum. Все они потенциально готовы принять участие в концессионном конкурсе. О намерении побороться за продолжение сотрудничества с Киевом также заявил глава набсовета “Киевэнерго” Иван Плачков.

Для привлечения к управлению теплосетями и генерирующими мощностями Киева инвесторов из-за рубежа чиновники еще в 2015 г. задействовали финансовую корпорацию USAID, компании Ernst & Young и Imepower. Но почему-то столичные власти не предприняли шагов, предусмотренных законодательством, для подготовки новой концессии теплового хозяйства. За несколько лет фактически не было сделано ничего для организации концессионного конкурса!

Первое процедурное решение по его подготовке в Киевсовете приняли только в начале августа 2017 г. Как заявил глава комиссии Киевсовета по вопросам собственности Леонид Антоненко, теперь весь процесс может затянуться на несколько лет.

“Решение должны еще одобрить на сессии. После этого они получат мандат, чтобы проводить подготовительные мероприятия. Концессионные условия, когда они будут разработаны, тоже будут переданы в зал для утверждения. И только после того, как будет принято решение Киевсовета об утверждении концессионных условий, начнется поиск концессионера”, – поясняет Леонид Антоненко.

Проведение концессионного конкурса предусматривает подготовительные мероприятия, на которые в КГГА запросили максимальный предусмотренный законодательством срок – 12 месяцев. После этого еще 4 месяца чиновники могут потратить на проведение конкурса, месяц на согласование его результатов и три – на заключение договора.

Выглядит все так, словно городские власти на словах признают, что концессия целостного теплового комплекса на сегодня является оптимальным вариантом для города. В КГГА декларируют, что Киеву нужен ответственный партнер и инвестор, готовый взять на себя обязанность модернизировать сети, реализовать программу по энергоэффективности и т.д. Но на деле чиновники протягивают “временное” решение о передаче теплосетей коммунальному предприятию “Киевтеплоэнерго”, которое займется управлением хозяйством до момента прихода концессионера.

Что же это за КП, которому муниципальные чиновники отдают предпочтение перед опытным частным инвестором? Чтобы выяснить особенности его работы, мы отправили в мэрию и в само КП информационный запрос.

В Департаменте жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА нам сообщили, что “Киевтеплоэнерго” является прибыльной организацией и все расходы осуществляет за собственные средства. За исключением расходов, предусмотренных городскими инвестиционными программами. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что дотации из городского бюджета составили две трети всех освоенных КП средств. Без постоянных вливаний из кармана киевлян предприятие существовать не может!

Созданное весной 2016 года “Киевтеплоэнерго” на протяжении года состояло из трех человек, которые утрясали организационные вопросы: утверждали тарифы, получали лицензии. С 1 июня 2017 г. КП заработало всерьез, начав обслуживать теплосети возле Дарницкой ТЭЦ.

За два месяца реальной работы коммунального оператора на его нужды муниципалитет уже потратил более 33 млн грн. “Полноценную операционную деятельность КП “Киевтеплоэнерго” начало 01.06.2017. Для обеспечения бесперебойной деятельности на начальном этапе предприятие получило финансирование из городского бюджета в размере 2963 тыс. грн. Также предприятием в 2017 г. освоено 3975 тыс. грн. целевых бюджетных средств, предусмотренных для закупки техники специализированного назначения, необходимой для выполнения предприятием возложенных на него функций… Всего в течение 2016-2017 гг. закуплено техники специализированного назначения на общую сумму 26353 тыс. грн. Закупки проведены за счет финансирования из бюджета Киева”, – сообщили в профильном департаменте КГГА.

До последнего времени тепловое хозяйство обходилось без бюджетного финансирования, ежегодно принося в бюджет столицы около в 2 млн грн. Без дотаций из городской казны, как мы понимаем, будет работать и будущий победитель концессионного конкурса. Чувствуете разницу? Концессионер платит городу и несет определенные инвестиционные обязательства. КП получает деньги из городской казны, и никаких обязательств не несет, так как это “плоть от плоти” того же КГГА.

Что характерно, городские власти даже не рассчитывают на возвращение бюджетных средств, потраченных на коммунального оператора. Финансовый план “Киевтеплоэнерго” элементарно не предполагает доходов, за счет которых предприятие могло бы вернуть долги киевлянам. Коммунальное предприятие дает почти безграничное пространство для “освоения” дотаций. Например, почти 10% расходов коммунальной компании – 4,3 млн. грн. – уйдет на содержание ее административного аппарата.

На сегодня КП “Киевтеплоэнерго” обеспечивает теплом и горячей водой около 300 тыс. жителей Днепровского и Дарницкого районов Киева. Это порядка 10% от всех теплосетей столицы. Соответственно, после переподчинения коммунальному оператору всего теплового хозяйства столицы расходы городского бюджета на поддержку КП вырастут минимум в 10 раз – до 300 млн. грн. И это лишь самые приблизительные оценки.

Естественно, такой формат организации работы теплового хозяйства для чиновников намного привлекательнее, чем прозрачный договор с концессионером. Нескончаемые многомиллионные дотации “карманному” КП – постоянная возможность греть руки на финансовых потоках.

Судя по всему, именно этим и продиктована та двойная игра, которую ведут городские власти с киевлянами. За несколько лет “подготовки” о концессии могут забыть, и временный коммунальный оператор превратится в постоянного.

В итоге киевляне будут платить за тепло и горячую воду дважды. Один раз по платежкам, второй раз – своими налогами из городской казны. Чтобы этого не произошло, необходим мораторий на любые действия с городским тепловым хозяйством до момента проведения конкурса. Допустив передачу теплового комплекса коммунальному предприятию “Киевтеплоэнерго”, киевляне будут вынуждены кормить его вечно. (Comments.UA/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий