8 ноября Еврокомиссия подготовит предложения по регламентированию условий пользования морскими трубопроводами в рамках европейского законодательства. В документе должны быть прописаны такие неприятные Москве пункты, как недискриминационный доступ к газопроводу других поставщиков газа, разделение участвующих в проекте компаний по производственному и транспортному принципу, прозрачность в назначении стоимости транспортировки сырья. То есть требования Третьего энергопакета ЕС.
Проект направят в Европарламент и разошлют для утверждения странам-членам ЕС. От последних зависит, насколько быстро (или медленно) все вступит в силу. ЕК надеется принять новый законопроект до конца 2018 г., то есть до планируемого завершения строительства Nord Stream 2 (“Северный поток 2”). Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер не предвидит консенсусного решения относительно этого строительства на протяжении “следующих нескольких месяцев”. Практика же свидетельствует, что решения в ЕС, особенно в области энергетики, могут приниматься годами.
Тем не менее, в России, которая сопротивляется изо всех сил применению к ее замечательному газопроводу требований Третьего энергопакета, немного напряглись, ожидая от Брюсселя очередных козней. Непримиримая позиция ряда стран, в первую очередь, Польши и государств Балтии, и так известна. А тут еще и в парламенте Дании 12 октября принялись обсуждать законопроект, который предусматривает пересмотр проектов, которые проходят через ее территориальные воды, на предмет их соответствия интересам государственной безопасности. Законом этот документ может стать уже с 1 января 2018 г. и вполне способен заблокировать Nord Stream 2.
Тем странам, которые не видят того, что проект Nord Stream 2 не отвечает задаче создания хорошо диверсифицированного и конкурентного газового рынка, ответил на днях директор по внутреннему рынку генерального директората по энергетике Еврокомиссии Клаус Дитер Борхардт. “Мы не согласны с “Газпромом” или некоторыми другими государствами-участниками, что эти 55 млрд. куб. м (которые планируется прокачивать по трубопроводу) являются дополнительными объемами. Для нас это -перенаправление (газового потока). Для Комиссии чрезвычайно важно, чтобы этот трубопровод работал в рамках четкого правового регулирования”, – сказал Борхардт. Пояснять, что значит “перенаправление”, очевидно, не надо.
Американский фактор
Ситуация для России, которой самой и с помощью лоббистов удавалось до сих пор отбиваться и продолжать делать свое дело, складывается сейчас неблагоприятно еще и в связи с тем самым, вызвавшим столько эмоций, августовским американским законом о санкциях. Таковые президент США может наложить на лиц, намеренных вложить в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 млн. долларов за год или 1 млн. долларов единовременно, или предоставить проектам услуги, технологии, оказать информационную поддержку. Причем, в законе отдельно оговаривается, что США продолжат противодействовать строительству газопровода Nord Stream 2.
Это вполне могут умело использовать европейские противники проекта, дабы надавить на Москву и, по крайней мере, вынудить ее пойти на их условия, в том числе согласиться подключить европейцев к управлению трубопроводом.
Правда, вопрос с возможными санкциями именно против Nord Stream 2, как оказалось, является весьма спорным. Дело в том, что контракты между “Газпромом” и пятью европейскими компаниями (Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall) были заключены в конце апреля этого года, а карательные меры предусмотрены в случае совершения крупных инвестиций зарубежных финансовых и корпоративных институтов в российские экспортные энергетические проекты после 2 августа 2017 г. Так записано черным по белому в коммюнике на сайте Госдепа США от 31 октября. И этот момент сейчас активно муссируется росСМИ, которые стараются его обыграть, привлекая всевозможных комментаторов: мол, нашей трубы будущие американские санкции как раз и не коснутся.
К слову, интересным представляется промелькнувшая со ссылкой на базу данных американского Сената информация о том, что принадлежащая “Газпрому” компания Nord Stream 2 лишь в июле-сентябре с.г. потратила не менее 880 тыс. долларов из почти млн., официально предусмотренного на этот год, для лоббирования своих интересов в Вашингтоне, воспользовавшись услугами трех фирм: Capitol Counsel, Hawksbill Group и Roberti Global. Не отсюда ли такие хитрые формулировки разъяснений закона?
Небезинтересным представляется и еще одно недавнее сообщение, о том, что “Газпром” решил снизить свои капиталовложения в строительство Nord Stream 2 в этом году на 7,5% (до 102,4 млрд. руб.) тогда как в другие экспортные маршруты, напротив, увеличил. Объяснили это, правда, изменением курса валют. Но не является ли это косвенным подтверждением того, что монополист решил пока как минимум переждать?
Немецкий интерес
Вся надежда российского газового спрута по-прежнему на Германию, куда, собственно, тянут трубу. Но и тут совершенно неожиданно на горизонте замаячили тучки, пока небольшие.
В конце минувшей недели в Берлине завершился первый этап зондирующих переговоров по созданию правительственной коалиции. “Ямайку” (по цветам партийных флагов участников) называют браком по расчету, альтернативы квартету ХДС/ХСС/СвДП/Зеленые на сегодня в Германии попросту нет, ну разве что новые выборы в бундестаг.
Первые 10 дней консультаций-прощупываний завершились появлением ряда совместных документов, а именно восьми, в которых обозначены вопросы, нуждающиеся в дальнейшем обсуждении. Среди них и документ по внешней политике и безопасности. Для нас важным может быть то, что участники вполне вероятного правительства ни словом не обмолвились об Украине, не вспомнили об антироссийских санкциях, но при этом задекларировали желание развивать хорошие отношения с Россией.
Еще интересным может быть то, что в промежуточные документы не вошло. А именно ремарки по поводу газопровода депутатов бундестага от партий, ведущих коалиционные переговоры.
Как известно, предыдущее правительство ФРГ, во многом из-за позиции социал-демократов, всячески этот проект продвигало. Активным лоббистом трубы был глава МИД, а до того министр экономики, вице-канцлер Зигмар Габриэль. Его хороший товарищ и однопартиец, социал-демократ Герхард Шредер занимает, помимо прочих высоких постов в российских энергетических структурах, должность председателя совета директоров Nord Stream 2, а также председателем совета акционеров Nord Stream 1. С Владимиром Путиным Шредер встречается запросто.
Основной аргумент для убеждения скептиков – денежный, что находит отклик у немцев, известных своей экономностью. Европейские потребители в случае ввода в эксплуатацию новой трубы якобы сэкономят в 2020 г. на импорте газа почти 8 млрд. евро при нынешних ценах на сжиженный газ, а если спрос и цены на СПГ окажутся высокими, то экономия стран ЕС составит и вовсе 24 млрд. евро. Такую калькуляцию произвели сотрудники аналитического центра ewi ER&S в Кельне. Небольшой нюанс: само исследование было заказано российской стороной, но его исполнители уверяют, что на их объективность этот ни капельки не повлияло. И продолжают рассуждать о тех самых “дополнительных объемах”.
Но в правительстве ФРГ сидят не только те, для кого все определяющим является прибыль. И в новом правительстве ситуация может сложиться несколько иная, чем в предыдущем.
“Новая коалиция не должна смотреть на эту тему глазами отдельных компаний или даже отдельных персон”, – заявил депутат от Христианско-демократической партии (ХДС), глава комитета по внешней политике в предыдущем парламенте Норберт Ретген, заметив, что для все большего числа стран ЕС эта тема имеет стратегическое значение.
“Проект тормозит возобновляемую энергетику и является яблоком раздора для Европы”, – сказал в свою очередь замглавы фракции Зеленых в парламенте Оливер Кришер. Он принадлежит к числу тех, кто убежден, что этот проект лишь повышает зависимость Германии и ЕС от “автократического президента Путина”. Партия, по его словам, выступает за то, чтобы была проведена новая оценка целесообразности реализации проекта.
Глава Свободной демократической партии Кристиан Линднер, который подвергся резкой критике в связи с летними заявлениями о необходимости “поощрения” России, похоже, решил отбиться теперь резкими контр-заявлениями. Такими как то, что он решительно готов “немедленно закончить разговоры о газопроводе Nord Stream 2, если Россия не вернется к режиму сотрудничества”.
Политика и бизнес
В комментарии Укринформу депутат бундестага, член фракции СвДП, в прошлом госсекретарь МИД, Михаэль Георг Линк заверил, что немецкие либералы смотрят на проект трубопровода “очень критически”, поскольку он не является продуктом совместной европейской разработки. И хотели бы, чтобы он с самого начала реализовывался при полном консенсусе всех сторон. “Мы хотим сотрудничать с Россией, но не за счет европейских партнеров. Это возможно только, если Европа говорит одним голосом, а не когда отдельные государства ЕС договариваются с Россией по отдельным соглашениям, а другие члены ЕС, которые высказывают критику, при этом не привлекаются”, – сказал собеседник агентства. Германия, как самое экономически сильное государство ЕС, не должна вести дела с Москвой через головы, например, поляков и прибалтийцев, убежден Линк. Он считает важным учитывать интересы как Польши и стран Балтии, так и Украины, Словакии, Финляндии, Швеции… “Мы чувствуем, что из-за этого проекта роль Украины и Венгрии обесценивается (как транзитных стран)”, – отмечает политик. При этом он заметил, что остановить проект вряд ли реалистично, он уже фактически готов, разве что что-то удастся подкорректировать. Но в будущем нельзя повторить те же ошибки. Линк также заметил, что проект, с точки зрения Германии, никоим образом не является “официальным правительственным проектом”, а исключительно экономическим коммерческим, но при этом имеющим “политические побочные эффекты и огромные политические последствия, которые являются для политики решающими”. И в данном случае невозможно разделить экономику и политику.
Что касается бизнеса, то он выступает за продолжение дискуссии и нахождение “справедливого компромисса”. Такую позицию из серии “Ребята, давайте жить дружно” в интервью Укринформу озвучил исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс. Структура, выражающая интересы немецкого бизнеса, находит Nord Stream “очень правильным и полезным проектом, не только для Германии, но и для энергетической безопасности всего Европейского Союза”. Правда, признает Хармс, мнения тут могут быть разные.
Он видит ошибку в недальновидности стратегии Москвы, которая с самого начала объявила, что после завершения сооружения газопровода Украина будет закрыта как транзитный маршрут. “Это абсолютно не наша позиция. Я считаю, что энергетическая безопасность Украины – очень важная тема и ее обязательно надо учитывать в этих переговорах”, – заверил Хармс. Он полагает, что какой-то компромисс найти можно. По мнению чиновника, выражающего интересы немецкого бизнеса, тут остается место и Украине как транзитной стране, и таким проектам как Nord Stream.
Блажен, кто верует. Верят не все и, как известно, многие убеждены, что Европа как раз попадет в зависимость от России, еще глубже садясь на ее газовую иглу.
Руководитель программы Восточной Европы, России и Центральной Азии Центра Роберта Боша при Немецком совете по международным отношениям Штефан Майстер, в отличие от исполнительного директора Восточного комитета, считает, что вряд ли может быть найдено решение, которое “всех осчастливит”.
Политолог видит часть проблемы в том, что канцлер Ангела Меркель просто не захотела в свое время идти на конфликт внутри страны с бизнесом, с партнерами по правительству, социал-демократами, и на самом деле недооценила деструктивное, провокативное влияние этой трубы внутри ЕС, то, какой ущерб она может нанести, в том числе и для имиджа самой Германии. Возможно, Меркель надеялась, что ситуацию разрулит Брюссель, что это перестанет быть “немецкой проблемой”, а сама она будет не при чем. Но Брюссель проблему не решит, убежден Майстер.
Эксперт прогнозирует, что и в будущей коалиции, если состоится “Ямайка”, по поводу этой трубы будут конфликты. Майстер не купился на слова Линднера и считает, что либералы как раз будут его поддерживать. “В партии есть политики, которые очень сильно артикулировали необходимость взаимодействия с Россией, и у них также очень сильные связи с бизнесом”, – говорит он. Расклад сегодня выглядит так, что МИД может возглавить “зеленый” министр, Минфин – либералы, Минэкономики – ХДС. При этом многое по-прежнему будет зависеть от Меркель, но она будет по-прежнему молчать, по-прежнему постарается отстраниться, считает политолог. “Но если она ничего не говорит об этом, значит она поддерживает”, – подчеркивает он, добавляя, что если глава правительства ничего не делает, она попросту дает возможность другим игроками вести игру.
И это играет на руку России, давая ей возможность вносить раскол среди членов ЕС и между трансатлантическими партнерами. В этом она преуспела. Влияние энергетического лобби Москвы невозможно недооценивать. На это брошены огромные средства и связи на самом высоком уровне. И даже среди весьма критически в целом настроенных политиков возникают мысли, что, возможно, с помощью этого проекта можно как-то повернуть Россию к нормальному сотрудничеству, а там, глядишь, и к переменам на других направлениях. Это большое заблуждение. (Ольга Танасийчук, Укринформ/Энергетика Украины и мира)