На рынок природного газа в Украине выходят все больше иностранных и отечественных трейдеров, что способствует стремительному сокращению доли НАК “Нафтогаз Украины” в сегменте поставок газа промышленным предприятиям. Уже в 2018 г. госкомпания, согласно прогнозам экспертов, может быть полностью выдавлена из сегмента.

Иная ситуация в сегменте поставок газа бытовым потребителям, для которых правительство искусственно удерживает цену на уровне ниже, чем та, по которой газ покупают промышленные потребители. Впрочем, как выяснил 112.ua, в ближайшее время и в этом сегменте могут произойти кардинальные перемены – их готовит правительство под давлением мирового энергетического сообщества. Происходящее обостряет дискуссию вокруг готовящегося анбандлинга (передачи функции транспортировки газа в руки независимой компании) – развитие рынка открывает перед украинской ГТС новые возможности для заработка, что значительно увеличивает ее привлекательность.

Кто торгует на рынке природного газа Украины?

В середине прошлого месяца оператор украинской ГТС, входящая в “Нафтогаз Украины” компания “Укртрансгаз”, сообщила о подписании договора о транспортировке газа с польской нефтегазовой компанией PGNIG. Как рассказал 112.ua директор по развитию “Укртрансгаза” Сергей Макогон, самое первое соглашение с западным поставщиком газа было подписано больше года назад в Париже с компанией Engie France. На сегодняшний день “Укртрансгаз” заключил уже более 500 договоров с компаниями на транспортировку газа (импортерами и трейдерами, работающими в Украине).

Что касается PGNiG – пока компания не доставляет газ напрямую потребителям в Украине, уточнил Макогон. В прошлом году компания поставила в Украину 1 млрд. куб. м газа, но не напрямую, а через местных трейдеров (в частности, через компанию “Энергетические ресурсы Украины” (ЭРУ). До последнего времени PGNiG доставляла газ до границы Украины с Польшей, а далее его транспортировала до конечного потребителя ЭРУ. Теперь теоретически они могут это делать и сами.

По словам директора по развитию “Укртрансгаза”, интерес к украинскому рынку газа проявляют многие западные компании. “Если в первую очередь на рынок выходили компании, известные своей агрессивной политикой, такие как Trafigura, Engie, сейчас большой интерес проявляют и другие иностранные компании, которые в принципе с большой осторожностью предпринимают шаги по выходу на новые рынки. Мы со многими ведем переговоры – я не могу называть компании, но к нам обратилась еще одна польская компания, я был на конференции – мы встречались с двумя немецкими компаниями. Многие иностранные компании сейчас находятся на этапе того, что они уже либо получили разрешение менеджмента материнской компании на открытие офиса в Украине, для работы, как трейдер природного газа либо еще ожидают такого разрешения. Если реформы рынка газа не будут остановлены, таких компаний будет становиться все больше”, – рассказал Макогон.

Как известно, на украинский газовый рынок также вышли крупные международные трейдеры газа – MET Holding и DufEnergy. В “Укртрансгазе” уточнили, что на украинской границе сейчас работают уже 54 частных импортера природного газа. Все они имеют договора на транспортировку природного газа с “Укртрансгазом”.

9 ноября лицензию на поставку природного газа в Украине могут выдать дочерней компании международного энерготрейдера AOT Energy, сообщило со ссылкой на проект решения Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), издание Еnkorr.

Не только западные компании выходят на украинский рынок природного газа. Переговоры о подписании договора на транспортировку газа в украинской ГТС с “Укртрансгазом” сейчас ведет крупный украинский холдинг OKKO Group. В компании 112.ua уточнили, что планируют осуществить первые поставки природного газа в Украину уже в четвертом квартале 2017 года. Также рассказали, что планируют закупать газ за границей и в Украине: “Все зависит от сезонности и пиковых нагрузок по потреблению”. На вопрос, планирует ли OKKO Group закупать природный газ на европейских газовых хабах, ответили, что “такие планы имеются, и компания активно работает в этом направлении”.

“У нас очень большая клиентская база по нефтепродуктам – поставляем их предприятиям, в частности предприятиям агросектора. Мы видим, что могли бы предоставлять услугу комплексно нашим клиентам, поставляя и топливо и газ. Будем пробовать себя в этом бизнесе, я думаю, что все получится. Для нас это способ предоставить клиентам больший комплекс услуг в сегменте be to be”, – рассказал вице-президент OKKO Group Юрий Кучабский, отметив, что пакет услуг, дополненный такой опцией, как природный газ, в частности, будет способствовать увеличению лояльности к OKKO Group компаний, с которыми она работает.

В начале октября заявку на получение лицензии на поставку природного газа в НКРЭКУ подала и группа компаний “Фактор” известного украинского предпринимателя Сергея Тищенко (управляет сетью региональных АЗС), писал Еnkorr.

Помимо импортеров, на рынке промышленного газа также торгуют частные компании, добывающие газ в Украине: Burisma, ДТЭК, Смарт-энерджи, Гео-Альянс и многие другие. Они перекрывают около 4 млрд. куб. м потребности промышленных предприятий в природном газе – остальные 7 млрд. куб. м импортируются. “Местные добывающие компании имеют, безусловно, преимущество перед иностранными. Как минимум, они пока не платят входной тариф (на границе) 12,47 долл. за 1 тыс. куб. м. На сегодняшний день в поставках газа собственной добычи промышленным потребителям лидирует ДТЭК”, – отметил гендиректор ООО “Нафтогазбудинформатика” Леонид Униговский.

Почему это стало возможно?

Украинский рынок природного газа начал развиваться после принятия закона “О рынке природного газа”, который вступил в силу с 1 октября 2015 года, отметил в беседе со 112.ua Униговский. “До принятия в последней редакции законопроекта определенная конкуренция в сегменте поставок газа промышленным потребителям была, но были в то же время определенные ограничения. Нужно было иметь разрешение на включение в баланс. Это разрешение давал “Нафтогаз”. И новым законом это усложнение было снято”, – рассказал гендиректор “Нафтогазбудинформатика”.

Кроме того, документ открыл возможности для свободного доступа к газотранспортной инфраструктуре частным компаниям, создал условия для свободного ценообразования, уточнил Сергей Макогон. Директор по развитию “Укртрансгаза” уточнил, что развитию рынка способствовало и развитие инфраструктуры, позволяющей импортировать газ в Украину. “Инфраструктурная часть была реализована еще в 2014 г., когда был открыт интерконнектор со Словакией, и мы смогли ввозить газ из этой страны. До этого в Украине можно было продавать только газ, добытый в стране – импортировать его из ЕС не было возможности, из РФ могли импортировать только близкие к власти компании. Сейчас у нас есть три направления поставки газа из Европы: из Словакии, Польши и Венгрии. В год можем транспортировать из Европы порядка 23 млрд. куб. м природного газа”, – сообщил Макогон.

Как известно, в случае реализации проекта газового интерконнектора с Польшей, о котором часто говорят в последние годы, возможности импортировать газ в Украину могут быть значительно расширены.

Сейчас также есть возможность поставлять природный газ из Польши в Украину. “Есть две точки соединения с украинской ГТС – через ГИС “Дроздовичи” и ГИС “Германовичи”. ГИС “Дроздовичи” работают для поставки газа в Польшу, “Германовичи” – из Польши. Труба в “Германовичах” в свое время оперативно строилась, чтобы обеспечить возможности импорта из Европы и она достаточно старая, есть вопросы, в частности, по пропускной способности – она не превышает 2,1 млрд. куб. м газа в год. Интерконнектор позволит увеличить объемы прокачки газа из Польши до 5 млрд. куб. м в год”, – рассказал 112.ua Сергей Макогон.

В “Укртрансгазе” рассказали, что строительство нового интерконнектора с Польшей еще не началось. В то же время, его проект уже разработан и понятны инвестиции – около 200 млн. долл. “Следующим шагом является проведение так называемой процедуры open season. Мы должны предложить участникам рынка мощности (интерконнектора, – ред.) на обязывающих условиях. Если будет достаточно участников рынка, подтвердивших финансовыми обязательствами, что они его будут использовать, мы этот проект будем реализовывать”, – рассказал директор по развитию “Укртрансгаза”, уточнив, что процедура open season необходима, чтобы рассчитать сроки окупаемости проекта и передать его на утверждение регулятору.

Процедура может быть объявлена в течение ближайшего месяца. Это произойдет, если ее согласует Нацкомиссия, говорят в “Укртрансгазе”. “Если во время open season будет позитивный отзыв от рынка, то действительно реально реализовать этот проект до 2020 года. Проект действительно очень интересный, особенно в контексте развития газового коридора север-юг, когда газ из польского LNG-терминала будет поставляться в Украину и дальше, возможно, в Балканские страны. Также это возможность для поставок газа в Украину из Северной Европы, Балтийских стран и в обратном направлении”, – рассказал Сергей Макогон.

Сейчас для поставок в Украину компании покупают газ в основном на виртуальных торговых площадках в Словакии, Польше, но есть определенные возможности покупать газ и в Венгрии. Часть газа оформляется по СВОП-операциям (обмен объемами), сообщил Униговский.

Почему частникам выгодно продавать газ в Украине?

Украинский рынок газа привлекает частных операторов большой емкостью. Весь рынок оценивается 33-35 млрд. куб. м. “Трейдерам выгодно работать на больших рынках, так как они имеют больше возможностей продать газ”, – отмечает Униговский. “И это крупнейший рынок в Восточной и Южной Европе. Для сравнения, в Венгрии весь объем потребления 5,5 млрд. куб. м, а в Болгарии – 3,4 млрд. куб. м. А у нас 11 млрд. куб. м – это только объем потребления газа в промышленном секторе”, – соглашается директор по развитию “Укртрансгаза”.

Кроме того, по словам Униговского, в силу особенностей ситуации, которая сложилась на украинском рынке газа из-за НАК “Нафтогаз Украины”, трейдеры теперь и экономически мотивированы работать в сегменте. “Маржа, которую они получают на украинском рынке, при всех сопутствующих рисках, намного выше, чем они получают работая в ЕС. Дело в том, что цена газа для промышленности в Украине довольно высокая”, – говорит Униговский.

В немалой степени этому способствуют высокие цены, которые устанавливает для промышленности НАК “Нафтогаз Украины”. Госкомпания имеет определенные обязательства перед государством (в частности, поставлять газ бытовым потребителям по фиксированной убыточной для него цене), кроме того госкомпания обязана формировать запасы газа на случай резкого похолодания либо природного, техногенного катаклизма.

“Поэтому газ госкомпания иногда покупает по высоким, неблагоприятным ценам, а также вынуждена продавать его по ценам выше, чем у других трейдеров, в частности импортеров и частных добытчиков природного газа”, – рассказал 112.ua гендиректор ООО “Нафтогазбудинформатика”.

Как уже сообщал 112.ua, опыт закупки природного газа у частного трейдера есть уже у “Одесского припортового завода”. Председатель правления предприятия Сергей Назаренко говорил, что ОПЗ будет покупать природный газ у частного трейдера – компании “Энергетические ресурсы Украины”. Причем, по цене ниже, предлагаемой промышленным потребителям НАК “Нафтогаз Украины”- 7600 грн. за 1 тыс. куб. м с НДС. Для сравнения, отметим, что на ноябрь “Нафтогаз” установил цены для промышленных потребителей потребляющих до 50 тыс. куб. м газа ежемесячно (9692,4 грн. за 1 тыс. куб. м с НДС) для потребляющих более 50 тыс. куб. м газа – 8805,6 грн. за 1 тыс. куб. м с НДС.

Частные поставщики предлагают потребителям не только более гибкую ценовую политику, но и удобные условия поставок, отмечает Униговский. В частности, речь об условиях расчета, которые могут быть более удобными, если покупать газ у частных трейдеров. Для примера, ОПЗ, из-за недостатка оборотных средств, договорился с частным трейдером о поставках газа на давальческих условиях. С НАКом это, разумеется, было бы невозможно.

“В связи с этим, сейчас мы видим, что “Нафтогаз” сегмент промышленных потребителей теряет. И если ничего не изменится, то компания может окончательно потерять позиции в сегменте промышленного потребления газа уже в 2018 году”, – сказал 112.ua Леонид Униговский.

Почему бытовые потребители частникам не интересны?

Иная ситуация в сегменте поставок газа ТКЭ и бытовым потребителям (на него приходится более 20 млрд. куб. м объема). В связи с тем, что цену газ для населения правительство удерживает искусственно, для частных компаний сегмент пока не привлекателен. С 1 мая 2016 года цена на газ для населения установлена на уровне 6 879 грн. за 1 тыс. куб. м и не меняется. В связи с этим, у частных компаний нет никакого стимула, чтобы продавать газ бытовым потребителям. “На сегодняшний день “Нафтогаз” имеет практически 100%-ную долю в поставках газа предприятиям теплокоммунэнерго и в оптовых продажах региональным газораспределительным компаниям”, – недавно сообщала пресс-служба госкомпании.

“Как “Укртрансгаз” мы не видим технических преград, чтобы в сегменте бытовых потребителей газа (категории ПСО) также были налажены рыночные отношения. Вопрос только в поставщиках – им должно быть интересно работать в этом сегменте. Интерес у поставщиков появится только тогда, когда в сегменте бытовых потребителей установится рыночная цена. Еще одно условие – это наличие в сегменте “живых денег”, а не псевдоденег, которые называются льготы и субсидии, а для этого нужна монетизация субсидий”, – сказал 112.ua Сергей Макогон.

Управляющий директор ENGIE в Украине Виллем Коппулс на международной конференции “Нефть и газ 2017” также говорил о том, что Украина пока не готова для открытия рынка в сегменте поставок газа бытовым потребителям, поскольку нынешняя регулируемая цена газа ниже рыночной. Кроме того, по его словам, есть недоработки в регуляторной среде, поставщики газа технически не готовы к работе с населением. Коппулс отмечал, что работы с бытовыми потребителями требуют наличия измерительного оборудования у каждого потребителя, достоверных баз клиентов, обмена данными между поставщиками и операторами газораспределительных сетей.

Как неоднократно писал 112.ua, на открытии рынка газа для бытовых потребителей настаивает мировое энергетическое сообщество и, похоже, правительство таки нашло способ, как ему угодить. Леонид Униговский рассказал 112.ua, что Минфин уже разработал проект постановления, согласно которому уже со следующего года предусмотрена выплата компенсаций частным поставщикам, которые будут работать в сегменте поставок газа бытовым потребителям. “Те поставщики, которые будут продавать газ населению и предприятиям ТЭК, будут получать компенсацию из бюджета. Проект этого постановления опубликован для обсуждения, но он еще не принят. С моей точки зрения, это прогрессивный шаг”, – сказал гендиректор ООО “Нафтогазбудинформатика”.

Почему анбандлинг приобретает особое значение?

Директор по развитию “Укртрансгаза” Сергей Макогон говорит, что в развитии направления частного трейдерства газа есть очевидная выгода. “По сути компания (“Укртрансгаз”) – транспортная, и чем больший объем газа она транспортирует, тем больше зарабатывает. Поэтому чем больше компании завозят газа в Украину, чем больший объем прокачивается в ГТС, тем больше средств мы можем заработать на ремонт и реконструкцию”, – рассказал он.

В то же время Макогон не уточнил, как изменились финансовые показатели компании после открытия рынка природного газа: “Укртрансгаз” – природная монополия, ее доход регулируется НКРЭКУ. У нас есть определенная сумма, которую нам позволяет заработать регулятор – если мы заработаем больше, регулятор может принять решение снизить тариф. Если заработаем меньше – соответственно, повысить”.

Макогон отметил, что речь не о том, что “Укртрансгаз” стал больше зарабатывать (от эксплуатации ГТС), а о “диверсификации источников дохода”. “Если раньше, основной доход компании составляла транспортировка газа для единственной компании – российского “Газпрома” и местная транспортировка, то сейчас у нас появился дополнительный источник дохода, связанный с транспортировкой газа от Западной границы до потребителя”, – отметил директор по развитию “Укртрансгаза”.

Эксперты, с которыми удалось побеседовать 112.ua, отмечали, что диверсификация источников доходов от транспортировки газа и рост привлекательности ГТС обостряют дискуссию вокруг готовящего анбандлинга – передачи функции транспортировки газа от “Нафтогаза” независимому оператору. Как известно, согласно постановлению Кабмина №496, активы, которые используются при транспортировке природного газа, в рамках анбандлинга должны быть переданы независимой компании в течении 30 дней после окончательных решений по двум делам, которые рассматриваются в Стокгольмском арбитраже. Вынесение финального решения по транзитному договору с Газпромом ожидается 30 ноября.

Министерство энергетики и угля настаивает на передаче ГТС в управление компании “Магистральные газопроводы Украины”, которая подчинена министерству. В то же время “Нафтогаз Украины” согласовал проведение внутренней реорганизации “Укртрансгаза” с целью создания в ее структуре филиала “Оператор ГТС Украины”. Этот шаг вице-премьер министр Украины Владимир Кистион в интервью “Экономической правде” назвал “саботажем”. Ранее заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Прокопив заявил, что создание в структуре “Укртрансгаза” нового филиала “Оператор ГТС Украины” может затянуть процесс анбандлинга на 2-2,5 года.

В “Укртрансгазе” 112.ua пояснили, что новая структура необходима, чтобы отработать все бизнес-процессы и гарантировать бесперебойную транспортировку газа заказчикам после отделения направления транспортировки. “Очевидно, что нельзя просто передать активы, а нужно передать еще и необходимый персонал, отработанные бизнес-процессы и IТ-системы, иначе новый оператор не будет работоспособен. Создание внутреннего подразделения для тестирования автономной работы – это очень правильный шаг. За какое-то время мы эти процессы отладим внутри филиала и когда будет принято окончательно решение правительства об анбандлинге, этот филиал полностью со всеми активами, сотрудниками и отлаженными бизнес-процессами будет передан в новую структуру – будет ли это компания “Магистральные газопроводы Украины” или какая-то другая, согласно решения правительства”, – заверил 112.ua Сергей Макогон.

А пока продолжаются баталии между правительством и “Нафтогазом” за рычаги контроля, к украинской ГТС проявляют большое внимание иностранные операторы, которые могут быть привлечены к управлению ею.

Еще в апреле известная итальянская компания Snam S.p.A. и словацкий оператор Eustream, подписали с “Укртрансгазом” меморандум о взаимопонимании в отношении совместной оценки возможностей сотрудничества в использовании и развитии газотранспортной системы (ГТС). “Помимо этих компаний, есть и еще заинтересованные, и я думаю, что скоро будет презентован еще один меморандум. Пока идут переговоры, но мы ожидаем подписание меморандума в ближайшее время. Окончательное же решение о выборе партера по управлению украинской ГТС будет принимать Верховная Рада”, – сказал 112.ua Макогон, уточнив, что в рамках подписанного с Eustream и Snam меморандума также продолжается общение – “Укртрансгаз” предоставил всю необходимую информацию, а между руководством “Нафтогаза”, “Укртрансгаза” и компаниями сейчас идут переговоры о возможном формате сотрудничества. Глава НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев недавно уточнил, что иностранная компания или, возможно, консорциум компаний, которые будут привлечены к управлению украинской ГТС, будут иметь управляющий пакет и контролировать всю работу газотранспортной системы. (Елена Голубева, 112.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий