Потребители ожидают от открытого рынка природного газа, прежде всего, возможности свободно выбирать поставщика. Это право дает выбирать лучший сервис, более удобные условия оплаты, получать дополнительные сервисы и самое главное – цену пониже. Что в Украине блокирует появление рынка газа для населения – государственные спецобязательства, субсидии или цена газа?
Ценовой аспект
По данным Совета европейских энергорегуляторов (Council of European Energy Regulators, CEER), на решение потребителя поменять поставщика в первую очередь влияет цена.
По той же причине потребитель не меняет своего поставщика – нет достаточной финансовой выгоды от этого.
CEER приводит статистику по переходам потребителей от поставщика к поставщику с 2008 г. по 2014 г. Наибольшая активность (на уровне 5-10% в год), в странах, где цены нерегулируемые.
И наоборот – в странах Восточной Европы, где в большинстве сохранялось государственное регулирование цен, потребитель очень редко меняет поставщика. Когда цена для населения ниже рынка и жестко регулируется государством, нет смысла менять поставщика.
Украинские особенности
Возвращаемся в Украину: сегодня есть очень конкурентный рынок поставщиков газа для промышленности. Цена формируется на конкурентных основах и является индикатором рыночной цены. Но цена газа для населения ниже и, соответственно, никакой конкуренции между поставщиками возникнуть не может.
Даже сейчас законодательство предусматривает для потребителей возможность перейти к другому поставщику, но выгод от смены поставщика он не получит и использовать это право не заинтересован. С государственным регулированием для потребителя это рынок одного поставщика – того, который есть у него уже есть.
Кроме вопроса ценообразования, есть и технические вопросы работы рынка. Например, система субсидий, которая нуждается в кардинальных реформах.
Во-первых, необходимо провести верификацию, чтобы субсидии не получали люди, которых в них не нуждаются.
Во-вторых, необходимо провести монетизацию на уровне потребителя. Помощь государства направлена на потребителя, и он должен быть таким же равноправным игроком рынка, как и остальные. Получив “живые деньги”, он экономно ими распоряжается: ему не нужно сжечь газ, чтобы использовать субсидию. С деньгами на руках он относится к субсидии бережно и вступает в продуктивный конфликт с поставщиком: если поставщик хочет продать больше, потребитель хочет потребить меньше и оставить себе деньги.
В 2017 году сумма субсидий превысит 70 млрд. грн. В прошлом году они составляли около 50 млрд. Тогда как небольшой процент от этой суммы, направленный на верификацию субсидий мог бы сэкономить миллиарды. (Алексей Хабатюк, заместитель начальника Департамента энергоэффективности НАК “Нафтогаз Украины”, Delo.ua/Энергетика Украины и мира)