Уже который день с удивлением наблюдаю за безуспешными попытками НКРЭКУ собрать кворум и наконец провести заседание и решить хотя бы часть проблемных вопросов на рынке. Таких, как тарифы, расчеты, в конце концов новое законодательство по рынку электроэнергии.
Заседание “регулятора” срывается из-за отсутствия кворума вследствие выхода на “больничный” члена комиссии Бориса Цыганенко. На данный момент комиссия состоит из семи человек, но реальная численность – только четверо (Дмитрий Вовк, Руслан Машлякивский, Виктория Морозова и Борис Цыганенко).
Проблема вокруг НКРЭКУ – почти как обычный снег в Украине. Его все ждут, но он все равно выпадает неожиданно и как следствие все вокруг завалено снегом, транспорт стоит в многокилометровых пробках и авариях на каждом шагу. О кризисной ситуации в НКРЭКУ знали давно. И предупреждали не раз.
Более того, ожидаемо негативную роль сыграл политический фактор. Ведь маловероятно “стечение обстоятельств”, что в период, когда каждый голос играет решающую роль, один из членов неожиданно потерял работоспособность. Однако, если взглянуть на того, кто стал “самым слабым звеном”, то все сразу станет понятно. И также станет понятно, что именно от политических конфликтов сегодня зависима НКРЭКУ.
Член комиссии Борис Цыганенко до назначения на государственную службу возглавлял компанию Константина Григоришина Энерджи Консалтинг. Безусловно, что сомневаться в том, что человек может заболеть – не стоит. Но когда это происходит в довольно сложное время для НКРЭКУ и может повлиять на работу энергосистемы в целом, то это невольно вызывает сомнение и закрадываются мысли, что это “ж-ж-ж” неспроста. Особенно если взглянуть на конфликтные отношения Григоришина с президентом Порошенко. И если вспомнить о долгах Луганского энергетического объединения (принадлежит Григоришину) перед энергорынком на сумму более 5 млрд. грн., то вопросов возникает еще больше. Напрашивается вывод, что работа НКРЭКУ фактически искусственно заблокирована или даже саботируется.
По имеющейся информации формальный диагноз Бориса Цыганенко связан с “болезнью сердца” и такой серьезный “больничный” может затянуться на несколько месяцев. Фактически это означает абсолютную потерю дееспособности НКРЭКУ на период “заболевания” Цыганенко. Это повлечет за собой срыв предусмотренных стратегически важных решений для ТЭК и страны. Также это приведет к финансовому коллапсу энергетики в зимний период. Ведь без кворума НКРЭКУ не сможет проводить расчеты, не может принимать вторичное законодательство о новом рынке электроэнергии. Словом, НКРЭКУ также “заболеет”, но с гораздо более серьезными последствиями – это называется “паралич” отопительного сезона и процесса внедрения нового рынка электроэнергии.
И я уже молчу вообще о международных последствиях от болезни одного члена НКРЭКУ – прогнозируемая негативная реакция Энергетического сообщества и Еврокомиссии, которые уже давно ждут действенной НКРЭКУ.
Перед властью будет сейчас остро стоять вопрос восстановления деятельности НКРЭКУ. Премьер Владимир Гройсман, хотя это и не является его прямой компетенцией, уже также заявил о необходимости решения проблемы “регулятора”.
В нынешних условиях можно говорить о внесении изменений в закон о “регуляторе” и перенесении установленных сроков ротации для действующих 4 членов НКРЭКУ. Тогда “регулятор” сможет принимать необходимые решения в составе 4 членов комиссии. Но один из членов НКРЭКУ не проходит на работу.
Еще одно решение может касаться уменьшения необходимого кворума для принятия решений “регулятором” до избрания новых членов НКРЭКУ.
Это означает, что “регулятор” сможет принимать необходимые решения только в составе 2 членов НКРЭКУ, которые останутся – Дмитрий Вовк и Руслан Машлякивский. Но в таком случае сразу возникнут вопросы объективности и беспристрастности при принятии решений. В конце концов, украинская история знает много примеров, когда даже народные депутаты приходили на костылях, больные, после операций (в последний раз так пришел депутат Мосийчук) и голосовали при необходимости собрать необходимые 226 голосов. (Юрий Корольчук, сооснователь Фонда энергетических стратегий, Новое Время/Энергетика Украины и мира)