“ДС” Как вы оцениваете начало отопительного сезона? Есть проблемы в Славутиче, Нежине, Шепетовке и даже в столице…
Г.З. Я считаю, что нынешний отопительный сезон начался лучше предыдущего. Хочу подчеркнуть, что крана, который открывает тепло на всю страну, в правительстве нет. Поэтому местным органам власти были увеличены финансовые возможности для запуска отопления в срок.
Теперь к вопросу об ответственности органов местного самоуправления, имеющих проблемы со стартом отопительного сезона – Шепетовка, Коцюбинское, Смела, Славутич. По Коцюбинскому: Киевская обладминистрация обратилась к Киевскому облсовету с просьбой поддержать ее решение проплатить за поселок 1,7 млн. грн. напрямую “Нафтогазу” (на счетах местного самоуправления в Коцюбинском – 22 млн. грн., а а для запуска отопительного сезона им необходимо было 700 тыс. грн. ). Далее: в первых трех названных населенных пунктах местное самоуправление передало котельные в концессию частным компаниям. Частники задолжали деньги за газ, а органы местного самоуправления не контролировали процесс. В итоге со стартом отопительного сезона возникли проблемы. Но если бы было принято решение о переходе на альтернативные виды отопления, то стоимость проекта была бы всего 1,5 млн. грн. Это цена котла в 3 МВт на твердотопливных пеллетах, который закрывает данную проблему. В результате от некомпетентности местного руководства или политических споров страдают люди.
Вы упомянули о Киеве. Из 11500 домов, 800 объектов не было сразу подключено к теплу из-за порывов сети. Но Киев имеет 25 млрд. грн. доходов, поэтому данная проблема уже устраняется. Что касается Смелы, Шепетовки и Славутича, то мы передали деньги местным властям и дали возможность реструктуризировать накопленные ранее долги. Льготы и субсидии от государства участвуют в расчетах за газ. В Шепетовке население оплачивает счета за отопление на уровне 120%, в Смеле – 113%, Славутиче -112%.
“ДС” В чем тогда проблема?
Г.З. Именно органы местного самоуправления несут ответственность за услугу теплоснабжения (согласно соответствующему закону “О теплоснабжении” и ст.13 закона “О местном самоуправлении в Украине”). Местные власти указанных населенных пунктов не выполнили свои задачи. Поэтому все материалы переданы в прокуратуру, и правоохранительные органы будут выяснять, кто ненадлежащим образом выполнял обязанности по запуску подачи тепла. Также будут работать комиссии по чрезвычайным ситуациям. Кстати, в Смеле начали запускать отопление, в Славутиче оно уже есть. Но за каждым таким случаем должна быть ответственность конкретных должностных лиц. Еще раз подчеркну, что прошло время, когда всеми деньгами распоряжалось государство и “Нафтогаз” по команде правительства включал газ. Сейчас рыночные отношения. Если местное самоуправление и коммунальные предприятия потребили газ, надо рассчитаться вовремя и погасить долги.
Вообще я считаю, что дела по Смелее, Шепетовке, Славутичу и Коцюбинскому нужно довести до конца. Иначе всегда найдут возможность переложить ответственность с регионального уровня на центральный. К примеру, в развитых странах Европы в каждом муниципалитете находится государственный бухгалтер, который следит за целевым использованием денег и контролирует, чтобы расходы соответствовали доходам. Мы тоже скоро придем к усилению контроля над местными органами самоуправления. Иначе говоря, прежде чем тратить деньги на фонтаны, празднование Дня города, тротуары, освещение, надо решить проблемы с газо-, электро- и водоснабжением.
“ДС” А как правительство намерено бороться с частными поставщиками газа, которые вовремя не перечисляют деньги “Нафтогазу”?
Г.З. Сейчас главы администраций на местах совместно с прокуратурой контролируют ответственность этих лиц. А органы местного самоуправления ведут диалог с “Нафтогазом”, чтобы запустить отопительный сезон. Люди, нарушившие свои должностные обязанности, а именно представители органов местного самоуправления (в частности, городской голова), которые не обратились своевременно в правоохранительные органы, будут нести ответственность за некачественное исполнение своих функций согласно ст. 367 Уголовного кодекса (до пяти лет лишения свободы).
“ДС” Как быть с правами потребителей?
Г.З. “Нафтогаз” не включил газ, поскольку не выполнены финансовые обязательства. А это ответственность органов местного самоуправления и конкретных частных компаний. Это работа городских органов и глав обладминистраций. Если сегодня министерство будет заниматься каждой котельной и вопросами, связанными с неподобающим выполнением функций местных властей, – это зайдет слишком далеко.
“ДС” Есть ли четкая дата, когда ни один дом в Украине не останется без тепла в этом сезоне?
Г.З. 100%-ное подключение должно произойти, когда наступает соответствующий температурный режим. С этого момента это ответственность органов местного самоуправления. Министерство не является органом, который управляет городами, теплокоммунэнерго, водоканалами и газопоставляющими компаниями. К сожалению, министерство не является и субъектом, который может обратиться в суд.
Мы поднимали вопрос об усилении госконтроля над действиями органов местного самоуправления с точки зрения выполнения законодательства и Конституции Украины по защите прав и свобод граждан.
Пока решение в стадии обсуждения. Но мы планировали, что данная функция будет у префектов, которые пока как институт не созданы.
“ДС” Что делается для сокращения огромной накопившейся задолженности населения по услугам ЖКХ?
Г.З. Сегодня мы имеем ситуацию, когда за 65% населения по услугам ЖКХ платит государство. Остальные 35% граждан регулярно оплачивают счета и даже закрывают предыдущие периоды. То есть платежная дисциплина высочайшая!
“ДС” Почему же такие огромные долги перед “Нафтогазом”?
Г.З. У “Нафтогаза” по состоянию на 1 января 2016 г. около 26 млрд. грн. долгов за предыдущие годы. Это долги компаний, которые поставили населению тепло и не оплатили за газ. Сумма в 26 млрд. грн. складывается из нескольких составляющих. Это деньги, которые остались должны компании-поставщики (около 8 млрд. грн.), суммы, насчитанные на долги как штрафы и пени (6 млрд. грн.), плюс деньги государства, которое задолжало компаниям-поставщикам за оплату бюджетных организаций (7 млрд. грн.), а также разница в тарифах (5 млрд. грн.), которую государство должно компенсировать, ибо ранее была одна цена для населения, а другая – закупочная.
То есть население должно “Нафтогазу” 8 млрд. грн. Остальное мы закрываем за счет разницы в тарифах, а штрафы и пени останавливаем в связи с реструктуризацией долга на пять лет.
“ДС” Почему долг остается?
Г.З. Потому что “Нафтогаз”, продав центральному теплоснабжению в этом году на 19 млрд. грн. газа, а получил в расчет 21 млрд. грн. То есть компании-поставщики заплатили больше, чем потребили. А “Нафтогаз” из этой суммы зачислил лишь 5 млрд. грн. в текущие платежи. А остальное отправил на погашение старых долгов, которые должны быть реструктуризированы. В итоге снова возникает новый долг, на который насчитывают штрафы и пени. Поэтому для нас было важным принятие прямых расчетов, за которое 8 ноября проголосовало правительство. Это первый шаг к монетизации субсидий на уровне предприятий теплокоммунэнерго. Ибо те 7 млрд. грн. долга должны пойти не в “Нафтогаз”, а напрямую к компаниям-поставщикам. Также мы перестаем закрывать долги предыдущих периодов и даем компаниям их реструктуризировать. Тем, кто пройдет процесс реструктуризации и оплатит долги, будут списаны насчитанные штрафы и пени. Этот механизм очень важен, ибо на население такие же штрафы и пени компании не могут насчитать.
“ДС” Как быть с износом коммунальных сетей, местами на 80% и более?
Г.З. У нас на рынке есть два субъекта – хозяйствующее коммунальное предприятие и потребитель. И нам важно, чтобы потребитель платил справедливую цену за полученный объем. Раньше были нормативы и тарифы за квадратный метр жилья. В одних домах было холодно, в других жарко, но все платили одинаково. Мы приняли решение дать возможность потребителю платить по количеству использованной энергии. И закон о коммерческом учете, принятый парламентом, дает возможность установить 100%-ный домовой учет по теплу и воде.
Наша задача – защитить потребителя, дабы коммунальное предприятие, которое является монополистом, не перекладывало свои проблемы и потери на потребителя. Поэтому сегодня мы дали право устанавливать тариф для предприятий и тариф, куда закладываются затраты, органу местного самоуправления. Ибо он является собственником данного предприятия и может рассчитать инвестиционную составляющую, а также справедливость затрат, которые перекладываются на потребителя.
Но главное, этот тариф должен быть защищен в общинах перед потребителями.
Мы приняли дополнительный закон о стимулировании и внедрении альтернативных источников энергии в центральном теплоснабжении. Также мы дали возможность определить по зонированию городов, где необходимо оставить центральное теплоснабжение, а где – перейти на квартальное или автономное обслуживание. То есть мы хотим сделать оптимальной систему теплоснабжения.
“ДС” Под это все нужны большие деньги…
Г.З. Да, для небольшого города это стоит около 250 млн. грн. Деньги всегда брались из местного бюджета либо из тарифа (только за счет средств налогоплательщиков). Но есть несколько путей. Можно сделать программу на три-пять лет: вопрос будет решаться постепенно, за счет денег из местного бюджета. И есть вариант взять кредит у международных финансовых организаций – тогда деньги можно заложить в тариф. В свою очередь мы подготовили изменения к закону, чтобы защитить такую международную инвестиционную составляющую. Естественно, тариф для населения увеличится на 10%, зато через несколько лет будет предоставлена более качественная услуга и по сниженной цене.
“ДС” Сколько надо Украине времени, дабы иметь европейские коммунальные сети?
Г.З. Важно понимать не только срок, но и количество необходимого ресурса, который надо привлечь к модернизации. Если говорить о модернизации жилищного сектора, то на это потребуется около 30 млрд. евро. Если рассматривать модернизацию теплопредприятий и сетей – 10 млрд. евро. Что касается водоснабжающих предприятий, надо около 6 млрд. евро.
Страны Европы проходили период модернизации 15 лет. Нам необходимо минимум 8-10 лет.
Теперь о деньгах. Конечно, Украину финансируют международные финансовые организации: Всемирный банк дает водо- и теплоснабжающим предприятиям 1 млрд. евро, Европейский инвестиционный банк выделил 400 млн. евро. Но этих средств недостаточно.
Сегодня Украина тратит ежегодно на субсидии для 65% населения 80 млрд. грн. (около $3,5 млрд.). Это деньги, которые, к сожалению, на 40% являются неэффективными, потому что они оплачивают немодернизированное жилье. То есть данные средства можно вернуть в качестве инвестиций, а не рассматривать лишь как затраты. Поэтому сейчас главная задача – монетизация на уровне предприятий и монетизация остатков субсидий, которые могут быть возвращены как инвестиции на термомодернизацию. А при условии финансирования международными партнерами Фонда энергоэффективности и проектов по коммунальным предприятиям мы говорим о софинансировании. Потому что, например, термомодернизацию 50 на 50 финансируют жители и государство. Также в этом участвуют муниципалитеты (с помощью муниципальных программ). То есть при консолидации средств проекты могут быть внедрены в Украине за 8-10 лет. Но первый и максимальный эффект будет получен уже в течение трех-пяти лет. Но, конечно, здесь нужна масштабная коммуникативная работа с людьми. (Татьяна Омельченко, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)