29 ноября НАК “Нафтогаз Украины” распространила пресс-релиз с резонансным заголовком. Оказывается, Восточно-европейский газовый хаб, создание которого только находится в процессе, уже вошел в “двадцатку лучших газовых хабов Европы”.

В рейтинге Европейской федерации энерготрейдеров (EFET, European Federation of Energy Traders) – организации, которую НАК назвал “Европейской ассоциацией газовых трейдеров”, украинский хаб занял 18 место.

В своем сообщении “Нафтогаз”также сделал ссылку на оригинальный текст EFET, позволяющий убедиться в искажении смысла, который допустил НАК при изложении своей версии результатов исследования федерации энерготрейдеров.

В нем речь идет не о составлении рейтинга избранных “лучших газовых хабов Европы”, а о бенчмаркинге – маркетинговом инструменте для анализа позиций конкурирующих компаний. Исследование под названием “EFET European GAS Hubs Benchmarking Study” подразумевает оценку конкурентоспособности ВСЕХ газовых хабов на территории Европы (уже действующих и тех, которые только в планах) на соответствие неким эталонным характеристикам подобных проектов, определенных EFET. В сообщении организации говорится, что в новом отчете показано “дальнейшее улучшение дизайна” многих действующих и некоторых зарождающихся центров газовой торговли, которые теперь включены в исследование – это свидетельствует о признании прошлогодних изменений, позволивших улучшить процесс их создания.

Примечательно, что сообщение о выходе нового исследования EFET датировано 13 ноября текущего года. И в этот же день вице-премьер Владимир Кистион заявлял о том, что Украина “имеет хорошую платформу” для создания газового хаба в течение 10-15 лет с ежегодным оборотом около 215 млрд. куб. м.

Как попасть в “почетный список” хабов? Чтобы газовый хаб попал в EFET European GAS Hubs Benchmarking Study, стране или компании, расположенной на европейском континенте, достаточно объявить о планах по реализации такого проекта и предпринять некоторые действия в этом направлении. Исследование EFET отражает эволюцию создания хаба, а в случае с действующими площадками, на которых уже ведется торговля газом, этот рейтинг оценивает их конкурентные условия.

С учетом подобных нюансов проект создания Восточно-европейского газового хаба в Украине и оказался на 18-м месте в исследовании EFET, которое в этом году проводилось четвертый раз. О какой-то исключительности украинского хаба и его высокой конкурентоспособности в данном случае речь не идет. Но, безусловно, его позиционирование в обзоре такой организации как EFET, где состоят ведущие энергокомпании Европы, свидетельствует о серьезном внимании к планам Украины на европейском газовом рынке и определенном прогрессе в создании новой торговой площадки. Ведь впервые о ней украинские власти объявили в конце 2013 г., и только спустя четыре года идея дозрела до такого формата, чтобы ее можно было подвергнуть рыночному анализу и сравнить с конкурентами.

Что вообще такое газовый хаб? Организация новой площадки для торговли газом требует времени. Например, на создание первого европейского газового хаба – NBP (National Balancing Point) в Великобритании – ушло более 10 лет. И это в условиях отсутствия конкуренции с аналогичными хабами при более стабильной рыночной экономике, а также при более благоприятном политическом климате как внутри страны, так и на международной арене, чем в нынешнее беспокойное время.

В рейтинге EFET торговая площадка NBP неизменно занимает первое место с максимально возможной высокой оценкой по всем показателям. Начало ее истории было положено в 1986 г., когда правительство Великобритании приняло закон о газовом рынке и приватизации госкомпании British Gas, которая с момента создания в 1966 г. была монопольным поставщиком и продавцом газа, контролировала газотранспортную инфраструктуру. За десять лет, с 1986 г. по 1996 г., компания постепенно прошла реструктуризацию, британский парламент усовершенствовал нормативно-правовое регулирование газового рынка, был создан его госрегулятор. А к 1997 г. появился виртуальный хаб NBP, куда с пограничных пунктов переместилась оптовая торговля газом.

Поскольку NBP был первым газовым хабом в Европе, он привлек большое количество участников. Но и в наши дни, несмотря на появление других влиятельных торговых площадок, он остается одним из наиболее успешных примеров трансформации национального газового рынка.

Каким образом ныне организована газовая торговля в Европе? Сейчас торговля газом в ЕС ведется на 17 площадках. 14 из них действует в Северо-Западной и Южной Европе, а в Центральной и Восточной Европе их пока только три. Значительным прогрессом стало формирование в 2013 г. первой региональной биржи PEGAS, в зону обслуживания которой вошли девять европейских хабов (английский NBP, немецкие GASPOOL и NCG, итальянский PSV, французские PEG Nord и TRS, голландский TTF, бельгийские ZTP и ZEE). Объемы торговли PEGAS в 2015 году резко увеличились более чем на 80% по сравнению с предыдущим годом и продолжают расти.

Подобные изменения на рынке сказываются на газовых ценах – они становятся более выгодными для потребителей. Однако доминирование российского газа в поставках может усложнять создание площадок для торговли газом. Так происходит, например, в Болгарии, которая начала создавать хаб раньше Украины, но, как свидетельствуют последние выводы EFET, достигла меньшего прогресса.

Как Украине влиться в “хабовое движение”? Благодаря развитой системе газопроводов и подземных хранилищ газа, украинский хаб тоже обладает потенциалом, чтобы стать конкурентоспособным газораспределительным центром и важной международной площадкой для газовой торговли.

Для этого Кабмину и “Нафтогазу” еще предстоит сделать немало важных шагов. В госхолдинге это осознают и выделяют ряд мер, необходимых для улучшения позиций Украины в рейтинге EFET. Они, в частности, касаются внедрения новых принципов тарифообразования на внутреннем рынке, возможностей ежедневной балансировки для урегулирования газовых небалансов и заключения краткосрочных стандартных торговых сделок. Также Нафтогаз отмечает важность принятия изменений в Кодекс ГТС, чтобы участники газового рынка получили гарантированный свободный доступ к газотранспортной инфраструктуре. Этот проект был разработан “Укртрансгазом” и уже находится на рассмотрении в Нацкомиссии регулирования рынка энергетики и коммунальных услуг.

Этому способствует также европейское законодательство по развитию конкуренции на энергорынках, которое для Украины является ориентиром. Его нормы привели к значительным трансформациям. Если раньше в газовой торговле доминировали долгосрочные контракты, то теперь увеличились объемы реализации газа на хабах. Динамика, как свидетельствуют данные Международного газового союза, за последнее десятилетие произошла весьма значительная. В 2005 г. торговля газом по долгосрочным контрактам в ЕС составляла 78% в общем объеме потребления, через хабы проходило лишь 15% и к оставшимся 7% применялись другие механизмы ценообразования. А к 2017 г. доля хабов достигла 70%, тогда как объемы реализации газа по долгосрочным контрактам снизились до 30%.

Делая ставку на развитие биржевой торговли, Еврокомиссия стремится развивать конкуренцию на рынке среди поставщиков и надеется ослабить коммерческую привлекательность поставок российского газа по долгосрочным контрактам с привязкой к нефтяным котировкам. Тем самым реализуется одна из ключевых задач Третьего энергопакета – создание единого европейского рынка газа с ликвидными хабами и развитой спотовой торговлей для повышения энергобезопасности региона.

А что же делать “Газпрому”? Для “Газпрома” обострение конкуренции на европейском газовом рынке становится серьезным испытанием. Но позиции российской монополии в регионе остаются довольно устойчивыми.

В 2016 г. доля “Газпрома” в ЕС составила 43% и, как прогнозирует Международное энергетическое агентство в своем последнем обзоре World Energy Outlook, до 2040 г. сохранится примерно на уровне 40%, или 150 млрд. куб. м.

Такой расклад может оказаться выгодным для “Нафтогаза”, который стремится не только развивать биржевую газовую торговлю, но и сохранить доходы от российского транзита. Для этого госхолдингу при поддержке партнеров из ЕС понадобится договориться о сотрудничестве с “Газпромом”. Срок действующего контракта на транспортировку российского газа через Украину закончится через год. (Светлана Долинчук, Mind/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий