Региональные власти и общины в Соединенных Штатах ищут замену для “грязных” дизельных автобусов, что, по прогнозам некоторых отраслевых аналитиков, в краткосрочной перспективе породит бум на электрические автобусы (ЭА), передает Reuters.

Но, как показывают проведенное агентством исследования, транспортные компании США крайне сдержанны в покупке транспортных средств, которым пророчат светлое будущее. Сегодня из более чем 65 тыс. автобусов, эксплуатируемых на американских дорогах, только 300 являются полностью электрическими. Рост их продаж сдерживается высокой стоимостью ЭА, ограниченным пробегом на одной зарядке и отсутствием опыта массовой эксплуатации.

Типичный 40-футовый электробус стоит около $750 тыс., в то время как его дизельный аналог можно приобрести за $435 тыс. При этом расчеты показывают, что экономия на дизтопливе и сервисе позволит окупить ЭА через 12 лет эксплуатации. Однако эксплуатационные затраты на их содержание сильно зависят от тарифов на коммунальные услуги, местности и климата.

“Для многих городов эта технология по-прежнему является чем-то вроде азартной игры в то время, когда автобусные перевозки сокращается по всей стране, а местные чиновники пытаются сохранить [неизменными] тарифы на проезд”, – говорит Крис Стоддарт, исполнительный директор канадского производителя автобусов New Flyer Industries Inc. Являясь ведущим поставщиком традиционных дизельных автобусов на американский рынок, New Flyer эксплуатирует только несколько ЭА.

На фоне ультрарадикальных планов по запрету продаж новых дизельных автобусов с 2030 г., производители ЭА ожидают резкого увеличения спроса на свою продукцию. Но даже сторонники “зеленой” энергии скептически относятся к таким “розовым” предсказаниям. CALSTART, некоммерческая организация из Калифорнии, которая продвигает идею чистого транспорта, считает нулевой вероятность того, что к 2030 году от 50 до 60% автобусов будут иметь электротягу. Исследовательская компания Navigant Research полагает, что к 2027 г. ЭА составят 27% от продаж новых автобусов в США.

Наибольшую озабоченность у транспортных агентств вызывают проблемы эксплуатации ЭА в экстремальных условиях. Так, чиновники в Сан-Франциско сдерживают распространение электробусов из опасений в их надежной эксплуатации на крутых холмах города.

Погода также является серьезной проблемой.

Электрический автобус, протестированный в прошлом году вблизи Феникса, провалил программу испытаний в летнюю жару из-за напряженной работы кондиционера. По данным, опубликованным Региональным ведомством общественного транспорта Valley Metro, тестовый ЭА никогда не проезжал более 89,9 миль на одной зарядке, что составляет менее 2/3 от заявленной автономности хода.

В Массачусетсе два агентства, которые эксплуатируют небольшой парк электробусов, говорят, что подобные транспортные средства теряют запас хода в морозы и снегопады. Поэтому они не планируют расширять парк ЭА.

Еще один повод для беспокойства – государственное финансирование. По словам Роба Хили, вице-президента по связям с правительством Американской ассоциации общественного транспорта, сегодня на покупку ЭА из федеральных средств выделяется на 25% меньшие суммы, чем это было пять лет назад.

Программа Обамы, по которой транспортным агентствам ежегодно выделяется $55 млн. на гранты, призванные помочь с покупкой “чистых” автобусов, истечет в 2020 году, если не будет возобновлена Конгрессом.

Помимо канадской автобусной New Flyer, электрические автобусы для американского рынка производят китайская компания BYD, поддерживаемый Berkshire Hathaway Inc Уоррена Баффета, и стартап Silicon

BYD и Proterra стали продавать ЭА на рынке США несколько лет назад, и сегодня на американских дорогах эксплуатируется, соответственно, 165 и 126 электробусов этих марок.

Обе компании наращивают производство ЭА в США в ожидании того, что примерно через 10 лет более половины автобусного парка в стране составят ЭА. BYD имеет завод в Ланкастере, шт. Калифорния, а Proterra располагает производственными мощностями в City of Industry, Калифорния и в Гринвилле, Южная Каролина.

В 2008 г. Баффет заплатил $230 млн. за 10% акций BYD. Сегодня рыночная капитализация компании составляет $25 млрд., в основном благодаря агрессивной электрификации транспорта в Китае. По данным правительства, более 15% из 608,6 эксплуатируемых в КНР автобусов уже являются электрическими.

Среди инвесторов Proterra – венчурная компания Kleiner Perkins Caufield & Byers и подразделение венчурного капитала General Motors Co.

Несмотря на все сложности, производители ЭА и инвесторы сохраняют оптимизм. В настоящее время Proterra выпускает модели с запасом хода до 350 миль, но в связи с развитием батарейных технологий ожидается, что этот диапазон увеличится на 30%. Это открывает для компании новые рынки, считает один из ее руководителей Райан Полпл. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий