Национальная комиссия, регулирующая энергетику и рынок коммунальных услуг, – очень важный орган, от решений которого зависят ставки тарифов на электроэнергию и газ и правила функционирования этого рынка.

В ноябре – декабре деятельность этой комиссии была заблокирована из-за того, что один из ее членов заболел, а срок полномочий других истек. Позже президент и вовсе подписал отставку одного из членов регулятора, что сделало в принципе невозможным кворум в комиссии. И принятие важных для регулирования рынка решений на законных основаниях.

Совет оптового рынка и ГП «Энергорынок», из-за этого предполагают сложности. Потому что наш рынок четко регламентирован алгоритмами регулятора, тарифами, оптовой рыночной ценой. Кроме того, значительные кредитные ресурсы привлечены на закупку, на авансирование топлива.

“Угрозы – это непривлечение финансового ресурса и возврат того ресурса, который был ранее предоставлен. Мало того, все проекты, которые не успел утвердить регулятор, приведут к тому, что будут сложности с закрытием определенного периода купли-продажи электроэнергии”, – признает Юрий Гнатюк, директор государственного предприятия Энергорынок. Его опасения не преувеличение, ведь Энергорынок – это структура, которая в принципе регулирует все перетоки энергии и денег на рынке электроэнергии страны.

Очевидно, что проблема, о которой сказал Гнатюк, достаточно серьезная. Но, можно ли ее принципиально решить, снизив влияние НКРЭКУ на все процессы на украинском рынке электроэнергии?

То есть либерализировав этот рынок. Тем более что основания для этого дает принятый в начале года закон О рынке электроэнергии. “На наше предприятие возложены функции, связанные с деятельностью текущей модели рынка. Это до 1 июля 2019 года. И создание двух новых операторов. Это оператор рынка на сутки вперед”, – говорит Гнатюк.

Для понимания процесса, Энергорынок тесно сотрудничал с норвежским оператором рынка. Там эту функцию выполняет биржа. Как видим Энергорынок рассматривает возможность использовать норвежский алгоритм функционирования рынка.

А как собственно устроен норвежский рынок электроэнергии? В Норвегии рынок дерегулирован и либерализован. Он был создан в результате реформы. “Теперь производители в нашей стране, непосредственно продают электроэнергию потребителям на торговых площадках. Это все похоже на обычный рынок, где вы покупаете скажем овощи или мясо. Каждый день на аукционе в 12:00 устанавливается цена на электроэнергию на следующие 24 часа”, – делится Арне Якобсон, председатель правления AICE Hydro AS. Его компания считается одним из крупнейших производителей гидроэнергии в Норвегии.

По его мнению, Украине нужно уничтожить коррупцию, упростить процесс лицензирования, обеспечить стабильность. А политикам запретить лезть в энергетику. “Это не тот сектор, где правила надо менять каждые два года”, – говорит Якобсон. Но пока в Украине остается слишком сложный, бюрократический процесс получения лицензий для создания мощностей по производству энергии.

Украине придется платить мировую цену за электричество. “Думаю, время субсидий и схем уже в прошлом. Это хорошо, потому что это означает меньше коррупции в энергосекторе, чем было раньше. Но, кроме рыночной цены, вам нужно еще провести демонополизацию рынка и полностью открыть его для всех желающих”, – считает Питер О’Брайан, председатель Eurocape New Energy Ukraine.

Сербия, например, как только сделала это, сразу смогла получить всего за год полмиллиарда долларов инвестиций в энергетику. Если Украина создаст свободный рынок электроэнергии, закрепит на нем правила игры на годы и уберет бюрократию при входе в отрасль, наша компания и компании вроде нашей, будут с удовольствием инвестировать в украинский рынок, замечает Терье Пилског, исполнительный вице-президент Scateс Solar. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий