Главным событием на рынке нефти и нефтепродуктов стал полный уход крупных российских компаний, на смену которым пришли иностранные трейдеры с условно местными корнями.

В 2016-2017 гг. украинский нефтяной сегмент в который раз ощутил недостатки зависимости от импорта. Украина по-прежнему покупает больше бензина и дизтоплива, чем производит, но в 2017 г. зависимость от внешних поставок резко ощутили покупатели сжиженного газа. А постепенное закручивание гаек со стороны России привело к усилению роли одного трейдера – Proton Energy, который стал эксклюзивным поставщиком сжиженного газа и остается основным поставщиком дизтоплива из РФ.

Нефтяное падение

По данным Госстата, в 2016 г. добыча сырой нефти в Украине увеличилась менее чем на 1%, до 1,6 млн. т. Также было добыто около 640 тыс. т натурального газового конденсата, используемого при производстве светлых нефтепродуктов.

По результатам прошлого года крупнейшей нефтедобывающей компанией все еще является ПАО “Укрнафта”, в которой более 50% принадлежит государству (хотя и остаются вопросы относительного влияния на ее менеджмент миноритарных акционеров в лице экс-владельца ПриватБанка Игоря Коломойского). По данным компании, на ее месторождениях в 2016 году добыто 1,5 млн. т нефти и конденсата, что на 9,2% меньше показателя 2015 года.

За 9 месяцев 2017 года добыча нефти в Украине сократилась на 9,6%, до 1,08 млн. т, а газового конденсата увеличилась на 5,9%, до 491 тыс. т.

Заводской вопрос

Как и годом ранее, в сфере переработки работают ПАО “Укртатнафта” (оператор Кременчугского НПЗ), контролируемое Игорем Коломойским, и государственный Шебелинский ГПЗ, принадлежащий ПАО “Укргаздобыча”. Главной переменой в этом сегменте за последние 1,5 года стала активизация “Укртатнафтой” импорта сырой нефти из Казахстана и Азербайджана. Сырье поступает в один из морских портов Одесской области, а оттуда перекачивается в Кременчуг по трубопроводу государственного ПАО “Укртранснафта”. В ноябре 2016 года “Укртранснафта” и “Укртатнафта” подписали протокол о намерении прокачать на завод в ближайшие три года 4 млн. т азербайджанской нефти. По итогам 9 месяцев 2017 г. Минэнергоуглепром констатирует положительную динамику: внутренняя транспортировка “Укртранснафты” выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Это значит, что при падении отечественной добычи нефти Кременчугский НПЗ нарастил закупку нефти.

Шебелинский ГПЗ в августе-сентябре 2016 года выполнил долгожданную модернизацию оборудования и перешел на выпуск бензина по стандарту Евро-5 и дизтоплива по стандарту Евро-4.

Точных данных о переработке нефти и выпуске нефтепродуктов в Украине нет уже в течение нескольких лет. Основная причина – нежелание Кременчугского НПЗ делиться своими производственными результатами даже с Госстатом.

Все остальные крупные НПЗ простаивают. Каких-то сдвигов в работе можно ожидать разве что от того, что осталось от Одесского НПЗ. В июле 2017 г. имущество предприятия, некогда принадлежавшего российскому “ЛУКойлу”, а позже ВЕТЭК Сергея Курченко, было национализировано.

Трансформеры

По данным профильного издания “НефтеРынок”, в 2016 г. потребление бензинов в Украине увеличилось на 5,8%, до 2,18 млн. т. Из них только треть пришлась на отечественную продукцию, импорт же был преимущественно из Беларуси, Литвы и Польши. А вот потребление ДТ выросло на 7,1% до 5,86 млн. т. Это связано в том числе с большими объемами потребления на железной дороге, Вооруженными силами, а также промпотребителями. Доля импорта в этом сегменте достигла 88%. Крупнейшие поставщики ресурса – Беларусь и Россия.

Высокая доля российского дизтоплива объясняется возобновлением работы нефтепродуктопровода “Прикарпатзападтранс”, который в 2016 г. сменил собственника. Вместо “Транснефти” (РФ) им стала швейцарская International Trading Partners AG.

За последние 1,5 года еще два крупных актива в нефтетрейдинге и нефтепереработке сменили своих бенефициаров.

В обоих случаях официальные лица говорят о выходе из бизнеса российских инвесторов. В Ивано-Франковской области новых владельцев обрел завод “Карпатнефтехим”, который производит химическую продукцию из дизельного топлива. Вместо “ЛУКойла” им стали украинские бизнесмены Ильхам Мамедов и Игорь Щуцкий.

Ушла из Украины “Роснефть”, продав сеть АЗС “ТНК-Украина” и другие украинские активы швейцарской Glusco Energy, которую контролирует израильский бизнесмен Нисан Моисеев. Любопытный факт: Glusco Energy аффилирована с трейдером Proton Energy, через которую “Роснефть” поставляет в Украину дизтопливо и сжиженный газ.

В сферу внимания швейцарцев попало и ЧАО “ЛИНИК” (оператор Лисичанского НПЗ, Луганская обл.). Антимонопольный комитет Украины еще в декабре 2016 г. разрешил Glusco Energy стать покупателем лисичанского предприятия. Однако информации о завершении сделки пока еще не было. Впрочем, особого влияния на рынок этот факт не оказал – НПЗ остановлен с 2012 года. А вот ребрэндинг экс-российской сети АЗС уже начался.

Из других событий в розничной торговле отметим попытки полугосударственной “Укрнафты” самостоятельно управлять собственной сетью АЗС. Длительное время более 500 заправочных станций были под полным контролем структур группы “Приват”, однако в середине 2016 г. они объявили о самостоятельной ценовой политике.

Пока еще малозаметные трансформации происходят в группе “Континиум”, которая управляет сетью АЗС и другими активами под торговой маркой WOG. Из состава ее акционеров вышел львовский бизнесмен Петр Дыминский. Также проходит переоформление доли Игоря Еремеева, погибшего в 2015 г., сопровождающееся, по словам вдовы погибшего, попытками убрать из бизнеса его наследников.

Нефтетрейдеры внимательнее присматриваются к развитию рынка электромобилей. Крупнейшие сети АЗС создают пункты зарядки в крупных городах и на автотрассах, хотя пока называют это данью моде. Одни, такие как KLO или ОККО, занимаются этим самостоятельно. Другие, к примеру WOG, привлекают специализированных партнеров. По данным участников рынка, за год количество пунктов зарядки в Украине увеличилось в 3,8 раза, почти до 580 станций, в том числе более 40 пунктов скоростной зарядки. Среди городов лидируют Киев и Харьков.

Последние два года на слуху и оптовый сегмент, в первую очередь речь идет о государственных закупках. Крупнейший потребитель дизтоплива “Укрзализныця” безуспешно пытается избавиться от шлейфа скандалов. Едва ли не каждый крупный тендер сопровождается конфликтом между действующими и потенциальными поставщиками. Особенно часто упоминается ООО “Трейд Коммодити” (Каменское), которое внезапно ворвалось в сегмент госзакупок и весьма преуспело в нем.

Самый громкий скандал “Трейд Коммодити” – закупка топлива Минобороны в 2016 г.: это был первый тендер, на котором компания заявила о себе как крупный трейдер топлива.

Ранее компания была известна буквально несколькими поставками и небольшими производственными мощностями.

Но в 2016 г. Минобороны проводило первый тендер через систему публичных закупок ProZorro, в котором “Трейд Коммодити” предложила самые низкие цены. Проблема была в том, что ни одной поставки по этим ценам армия так и не получила. Один из инвесторов Владимир Трофименко, совладелец группы “НЕСТ”, объясняет, что до момента подписания договора цена на топливо выросла и “Трейд Коммодити” пришлось по нескольку раз пересматривать цены на топливо, а в нескольких случаях и спецификации топлива. В результате Минобороны купило почти на 10 тыс. т топлива меньше. По оценке директора “Консалтинговой группы А-95” Сергея Куюна, министерство еще и переплатило почти на 150 млн. грн.: трейдер повышал цены в договоре в соответствии с ростом цен на импортном рынке, но не понижал, когда цена опускалась.

Тем не менее изменить условия договора невозможно без согласия покупателя – это основная линия защиты “Трейд Коммодити”. Каждое повышение цены было инициировано поставщиком, но проходило с согласия заказчика – Минобороны. По этой причине Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), которое ведет это дело, подозревает в нарушениях представителей тендерного комитета министерства Игоря Павловского и Владимира Гулевича.

Несмотря на скандал, “Трейд Коммодити” пока остается одним из крупнейших поставщиков для госкомпаний. Она выиграла тендеры почти на 7 млрд. грн., а ее результативность участия в торгах составляет 48 побед на 101 тендере. По данным системы YouControl, в 2016 г. доход компании вырос почти в пять раз, до 3,5 млрд. грн, а чистая прибыль – более чем в 10 раз, почти до 70 млн. грн.

На взлет

В 2016 г. количество пассажиров, воспользовавшихся авиационным транспортом, оказалось рекордным в истории Украины – 8,27 млн. чел. (плюс 31,3% год к году), аналогичные тенденции по трем кварталам 2017 года – рост на 30%, до 12,6 млн. пассажиров. По словам представителей авиакомпаний, в стоимости билета на самолет самая высокая доля у расходов на авиатопливо. Причем в Украине оно настолько дорогое, что иностранные авиакомпании предпочитают заправлять самолеты в других странах.

В 2017 г. украинский рынок авиатоплива вырос в два раза.

Несмотря на это, в Украине действует несколько крупных операторов, специализирующихся на авиатопливе. Им приходится импортировать, ведь украинский производитель – Кременчугский НПЗ – преимущественно работает для национальной авиакомпании МАУ.

В 2016 г. баланс рынка авиатоплива составлял 300 тыс. т, что на 20% больше показателя 2015 г. Тогда объем его импорта вырос на 21%, до 143,3 тыс. т, а внутренние поставки – на 19%, до 164,3 тыс. т. По данным “Консалтинговой группы А-95”, за первое полугодие 2017 г. в Украину было импортировано 157 тыс. т авиационного топлива (рост в 3,72 раза год к году). Отгрузки ресурса из Кременчуга за этот же период увеличились на 9%, до 75 тыс. т. Суммарно баланс рынка увеличился почти в два раза.

Главными источниками импорта авиатоплива стали Италия и Саудовская Аравия, откуда ввозили WOG, “УТН-Групп”, компании, близкие к “Трейд Коммодити”, SOCAR, “ЕФГ Трейдинг”. Чуть меньше топлива поставили из Израиля, Литвы и Греции. Интересно, что два российских топливных гиганта покинули и этот сегмент рынка. “ЛУКойл” продал свой бизнес австрийской AMIC, а “Роснефть” – Glusko Energy.

Учитывая планы по дальнейшей либерализации отечественного авиарынка, приходу новых авиакомпаний и развитию региональных аэропортов, продажи авиатоплива в Украине будут расти. (Артем Ильин, delo.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий