Цены на нефть не будут оказывать столь сильное влияние на ВВП, как раньше. Инфляция в России останется на низком уровне, а ключевая ставка может быть снижена до 7% к концу 2018 г.
Российская экономика вышла из рецессии, и мы ожидаем продолжения экономического роста в 2018 г. Темпы экономического роста остаются достаточно умеренными. Наш прогноз по росту ВВП в 2018 г. равен 1,6 % – приблизительно на уровне этого года.
Среди благоприятных факторов прежде всего хотелось бы отметить позитивные тенденции в глобальной экономике. Продолжается глобальный экономический подъем и связанный с этим рост международной торговли. Рост внешнего спроса нашел отражение в позитивной динамике российского экспорта. Российский неэнергетический экспорт, который составляет 44% объема российского товарного экспорта, в этом году рос быстрыми темпами, и мы ожидаем похожей динамики в 2018 г.
С экспортом нефти ситуация неоднозначная. Выполнение Россией обязательств по ограничению добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, с одной стороны, поддерживает цены на нефть, с другой – ограничивает производство и экспорт нефти.
При этом рост цен на нефть на данный момент не оказывает столь существенного влияния на рост ВВП, как в прошлом. Эффект от роста цен на нефть во многом проявлялся через рост доходов и расходов бюджета. Сейчас доходы бюджета растут, но это не приводит к существенному росту расходов. Таким образом, рост цен на нефть улучшает бюджетные показатели, но не оказывает значимого влияния на экономический рост. В 2018 году бюджетное правило формализует подход к бюджетной политике, который Минфин применял уже в этом году.
Инфляция и политика ЦБ
Мы ожидаем, что инфляция в России останется на низком уровне, а процентные ставки будут постепенно снижаться. Наш прогноз – возвращение годовой инфляции с 2,5% в декабре 2017 года к целевому значению 4% во второй половине 2018 года. Но среднегодовая инфляция (средний уровень цен в 2018 году по сравнению с 2017 годом), вероятно, будет ближе к 3%. С точки зрения ЦБ, риски превышения инфляцией цели преобладают над рисками устойчивого отклонения инфляции вниз, в связи с чем ЦБ очень осторожно подходит к смягчению денежно-кредитной политики. В нашем базовом сценарии – снижение ключевой ставки до 7% к концу 2018 года.
С нашей точки зрения, сдерживающее влияние на рост оказывают как структурные ограничения, так и достаточно жесткая макроэкономическая политика – сокращение расходов бюджета в реальном выражении, и все еще крайне высокие реальные процентные ставки. Перед правительством стоит непростая задача: найти баланс в макроэкономической политике, который позволит поддерживать макроэкономическую стабильность, не препятствуя росту.
Основной риск для российской экономики, с нашей точки зрения, – отсутствие реформ, так как в этом случае темпы экономического роста России, скорее всего, останутся крайне низкими. Что касается внешних рисков, с нашей точки зрения, по сравнению с другими развивающимися рынками, Россия менее подвержена рискам роста мировых процентных ставок. Благодаря профициту счета текущих операций и превышению внешних активов над обязательствами, Россия менее зависима от притока иностранного капитала, чем, например, такие страны, как Турция и ЮАР.
Мы не считаем, что последний раунд санкций США окажет негативное влияние на экономику России в краткосрочной перспективе, но, конечно, существует большая неопределенность в отношении того, как именно будут выполняться все эти меры, и какой будет реакция российского правительства. Это добавляет к существующей неопределенности и может оказать негативное влияние на инвестиционные решения и среднесрочные перспективы экономического роста.
Российский государственный долг за вычетом ликвидных активов очень низкий, 10% ВВП. Если реализуется сценарий санкций в отношении российского суверенного долга, то эффект будет зависеть от того, будут ли применяться санкции только в отношении новых выпусков, или также существующих выпусков. Санкции в отношении новых выпусков, с нашей точки зрения, не представляют особой проблемы, так как бюджетная ситуация улучшилась, и дефицит бюджета довольно быстро сокращается.
В 2018 г., по нашим оценкам, дефицит будет умеренным, если цена на нефть будет находиться в диапазоне $50-60/баррель (наш базовый прогноз среднегодовой цены на нефть марки Brent – $55/баррель в 2018 году). Если запрет распространится на весь текущий долг, это, вероятно, вызовет краткосрочную турбулентность на валютных и облигационных рынках рынках, поскольку нерезиденты держат треть государственных облигаций. Тем не менее, я не вижу значительных среднесрочных последствий для России. Я думаю, что объем долга будет поглощен отечественными игроками, потому что мы говорим об очень низких уровнях долга. У российского правительства все еще есть активы, а также гибкость в корректировке расходов, по крайней мере, в течение следующих нескольких лет. (Forbes/Энергетика Украины и мира)