Правительство предлагает разыгрывать на аукционах участки крымского шельфа, допустив к ним также и частных игроков, следует из законопроекта, который Белый дом направит в Госдуму. Впрочем, из-за западных санкций на шельфе Крыма не осталось ни одного западного игрока, а российские компании, даже уже находящиеся под санкциями, не стремятся работать в регионе из-за неясных перспектив для крупных открытий.
Премьер Дмитрий Медведев распорядился внести в Госдуму законопроект о проведении аукционов на участки недр шельфа Крыма, находящиеся в нераспределенном фонде, сообщается на сайте Белого дома. Речь идет о площадях, которые были распределены украинскими властями до перехода полуострова в состав России, после чего попали в нераспределенный фонд РФ. Теперь лицензии на крымские участки будут распределяться правительством по итогам аукционов. В Минприроды пояснили, что лицензии будут разыграны по аналогии с недрами федерального значения. Это означает, что в торгах теоретически смогут участвовать и частные компании, которым запрещено работать на российском шельфе. Впрочем, правительство сможет устанавливать индивидуальные правила допуска к этим аукционам по каждому участку недр.
Санкции США и ЕС запрещают фактически любую работу бизнеса в Крыму и являются более жесткими, чем секторальные санкции, запрещающие работы на шельфе (при глубине моря более 150 м) во всей России. После присоединения Крыма владельцы лицензий, выданных украинским правительством, могли до 1 октября 2015 года в упрощенном порядке переоформить лицензию по российскому законодательству, но этим не воспользовалась ни одна западная компания, включая Eni и EdF. Свои участки переоформил крымский “Черноморнефтегаз” и неизвестная отрасли компания ООО “Новые проекты”, связанная с семьей бывшего главы Роснедр Валерия Пака.
Ресурсы черноморского шельфа Крыма составляют 435 млн. т нефти и почти 2 трлн. куб. м газа, отмечалось в 2014 г. в докладе Института энергетики и финансов со ссылкой на данные “Черноморнефтегаза”. При этом сухопутные месторождения Крыма истощаются, из-за чего добыча “Черноморнефтегаза” снижалась в 2016 г. на 10,8%, до 1,64 млрд. куб. м, и продолжит падать. Минэнерго Крыма ожидает, что в уже 2019 г. из-за истощения запасов производство газа в Крыму упадет на 25%, до 1,25 млрд. куб. м.
Открытого интереса к региону ни одна из российских нефтегазовых компаний не проявляла. Один из собеседников “Ъ” в отрасли считает, что шельфовые участки не будут в приоритете у крупных российских игроков, даже тех, кто уже находится под санкциями, из-за небольших запасов. “Роснефть” заказывала в 2014 году “подготовку и передачу сейсмических данных” по крымскому шельфу Черного и Азовского морей, при этом у компании также есть шельфовые проекты в этих морях, не относящиеся к Крыму.
Речь идет в большей степени о возможности передачи участков недр “Черноморнефтегазу”, который сможет привлекать для их освоения проектное финансирование и кредиты в российских банках, которые уже находятся под санкциями, отмечает глава агентства “Infoline-Аналитика” Михаил Бурмистров. По его мнению, освоение шельфа Крыма перспективно как с точки зрения энергетической безопасности полуострова, так и для использования потенциала его судостроительной отрасли. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)