На Закарпатье идет ожесточенная дискуссия по поводу строительства ветропарка на территории Боржавских полонин – туристически привлекательного места и единственной локации в Украине для проведения соревнований парапланеристов.
Проблему строительства ветропарка на Боржавських полонинах на своей странице в Facebook осветил депутат обласного совета, руководитель временной контрольной комиссии по этому вопросу Андрей Шекета.
Проект строительства ветроэлектростанции (ВЭС) планируется на Боржаве на границе Межгорского, Воловецкого и Свалявского районов. Строить ВЭС планирует ООО “Атлас Воловец Энерджи”.
“Против такого строительства высказались экологи и в частности орнитологи, парапланеристы и не только украинские, которые проводят международные соревнования на Боржаве, различные туристические ассоциации, предприниматели Межгорья, работающие в сфере туризма, представители власти Межгорского района, владельцы земельных участков, которые находятся возле мест будущего размещения ветрогенераторов. Но конечно есть те, кто однозначно поддерживает такое строительство, в частности это представители власти Воловеччини и Свалявщины, которые получают дополнительный доход в бюджет, собственно застройщики, лица которые уже работают или планируют работать над реализацией этого проекта”, – пишет Шекета, который раньше был главой Межгорской райгосадминистрации.
Между участниками конфликта комиссия уже провела переговоры, в который участвовали затройщик, представители федерации парапланеризма, громады с. Пилипец, представители туристического бизнеса и экологи.
В комиссии отмечают, что есть как выгодные стороны строительства ветропарка, так и риски, в первую очередь для туристической привлекательности региона.
Почему “за”
С одной стороны, дополнительные и значительные поступления в бюджеты различных уровней за аренду земли, а также дополнительные рабочие места при строительстве станции и около 25 постоянных рабочих мест при ее эксплуатации. Возможность создания нескольких ветряных смотровых площадок, генерация “зеленого электричества”, строительство дорог на полонину.
Почему “против”
С другой стороны, ветряки могут испортить красоту Боржавского хребта, что негативно повлияет на количество туристов в регионе, также может повредить проведению соревнований парапланеристов (а это единственная такая локация в Карпатах) и вообще сделает невозможным полеты с инструктором, что является популярным аттракционом для туристов, боятся туристически ориентированные местные бизнесмены.
“Список аргументов за и против можно продолжать, более того один и тот же факт разные люди оценивают по-разному, – отмечает руководитель комиссии. – “Например, одни считают позитивом строительство дорог на полонину, а другие говорят, что это негатив, так как будет поврежден и без того неглубокий слой почвы, уничтожены площади на которых растет черника и произойдет серьезное вмешательство человека в естественную красоту Боржавского хребта”.
При этом определенные возможные компромиссы уже звучат, в частности об отмене строительства в наиболее конфликтных местах, или изменение локации части будущих ветрогенераторов. Но пока эти компромиссные предложения не удовлетворяют ни одну из сторон.
Временная контрольная комиссия пока не выработала своего видения решения вопроса, “так как только что начала свою работу, от метил Шекета. Результатом работы комиссии должен стать документ (отчет/проект решения), который будет представлен на рассмотрение в областном совете.
На Боржавском хребте планируется ветропарк мощностью 120 МВт. Он будет реализовываться двумя очередями: 32 трубины на территории Свалявского и Воловецкого районов, и 12 турбин на территории Межгирского района. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)