Стокгольмский арбитраж вынес решение по транзитному спору между “Газпромом” и “Нафтогазом” в пользу последнего, удовлетворив требования украинской стороны на $4,673 млрд.
Таким образом, по итогам двух разбирательств в суде “Газпром” обязан заплатить “Нафтогазу” $2,56 млрд. В российской монополии уже высказали несогласие с арбитражным решением, заявив, что оно нарушает базовые принципы шведского права. Между тем действующий транзитный контракт между сторонами истекает в 2019 г. и вряд ли будет продлен.
Стокгольмский арбитраж вынес 28 февраля окончательное решение по разбирательству между “Газпромом” и “Нафтогазом Украины” относительно контракта на транзит газа через территорию Украины.
Арбитры удовлетворили требования “Нафтогаза” на сумму $4,673 млрд. в связи с подачей газа для его транзита европейским потребителям в меньшем объеме, чем это было предусмотрено контрактом.
С учетом ранее присужденной в пользу “Газпрома” суммы по контракту на поставку, арбитры произвели зачет встречных требований, по итогам которого “Газпром” обязан заплатить “Нафтогазу” $2,56 млрд.
Первым об этом заявил “Нафтогаз Украины”, затем подтвердил и сам “Газпром”. При этом российский монополист заявил, что “выражает несогласие с данным решением арбитража” и “будет защищать свои права всеми способами, доступными ему в соответствии с применимым законодательством”.
“Ранее эти же арбитры согласились с аргументами “Нафтогаза” о резком ухудшении состояния украинской экономики, что повлекло снижение спроса на газ и неисполнение обязательств “Нафтогаза” по отбору газа. Однако в отношении “Газпрома”, ссылавшегося на снижение закупок европейскими клиентами компании как на главную причину уменьшения транзита через Украину, этот аргумент принят во внимание не был”, – подчеркивается в официальном заявлении управления информации “Газпрома”.
“С учетом итогов двух разбирательств, в отношениях “Газпрома” и “Нафтогаза” по поставкам и транзиту возник существенный дисбаланс, нарушающий базовые принципы шведского права, которым регулируется контракт”, – обратили внимание в российской компании.
При этом по итогам разбирательства арбитраж отклонил требования “Нафтогаза” об увеличении тарифа на транзит газа и об изменении контракта в соответствии с украинским законодательством. Арбитраж установил, что к контракту не подлежат применению положения ни европейского, ни украинского антимонопольного законодательства.
Между тем в Киеве вовсю празднуют победу. О своем триумфе “Нафтогаз” заявил во всех соцсетях и даже успел ближе к ночи доложить президенту Украины Петру Порошенко.
“Наша общая позиция доказала, что мы можем побеждать и в юридических баталиях в Стокгольме”, – сказал Порошенко и поздравил всех украинцев с этим историческим событием. При этом Порошенко подчеркнул, что данное решение суда является чрезвычайно важным – “это и укрепления золотовалютных резервов, и 100% позиция по верности нашей энергетической стратегии”.
Глава “Нафтогаза” Андрей Коболев заявил, что теперь “надо пересмотреть контракт с учетом арбитражного решения и требований европейского и украинского законодательства”. “НАК намерен в ближайшее время предложить “Газпрому” начать переговоры по этому вопросу”, – приводятся его слова в твиттере компании.
Кроме того, украинская сторона ожидает ускорения реформы собственного рынка газа после вынесенного судом решения.
Судебная история “Газпрома” и “Нафтогаза Украины” началась еще в 2014 году, когда стороны предъявили друг другу встречные иски в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма.
“Газпром” требовал с украинской стороны оплаты просроченной задолженности за поставленный газ и соблюдения контрактного принципа “бери или плати” (take or pay). “Нафтогаз” же требовал пересмотра цены, контрактных условий поставок и транзита, возмещения переплат и компенсации за недопоставленные объемы газа по транзиту. По контракту сторон на транзит газа через территорию Украины в страны Европы от 2009 года, “Газпром” должен был минимально транспортировать через территорию Украины 110 млрд. куб. м газа в год, однако в 2009-2013 гг. годовой транзит не превышал в среднем 94 млрд. куб. м. (Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)