После завершения судебного спора между “Нафтогазом” и “Газпромом” в Стокгольмском арбитраже, который в целом принес выгоду украинскому госхолдингу, компании продолжат выяснять отношения при участии Еврокомиссии: урегулировать нюансы дальнейшего сотрудничества без посредничества Брюсселя они не смогли.
Опять не договорились? 2 марта замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль сообщила о намерениях организовать трехсторонние газовые переговоры с участием России и Евросоюза. Поводом для этого стал отказ “Газпрома” возобновить поставки российского газа в адрес “Нафтогаза” с 1 марта текущего года. Предправления НАК Андрей Коболев расценил такой шаг как отказ выполнять решение Стокгольмского арбитража, по которому компании должны возобновить сотрудничество по действующему контракту на куплю-продажу газа со сроком действия до конца 2019 года на скорректированных условиях – закупки 5 млрд. куб. м российского газа на условиях “бери или плати” ежегодно, но приемлемую стоимость этого товара стороны должны определить дополнительно.
К календарному началу весны договориться о цене “Нафтогаз” и “Газпром” не смогли. Несмотря на это, НАК перечислил поставщику предоплату, и тот ее вернул. “На сегодняшний день не согласовано дополнение к действующему контракту, необходимое для начала поставок. Поэтому “Газпром” добросовестно вернул в полном объеме сумму, которая поступила от “Нафтогаза Украины”, – сообщил Александр Медведев, зампредправления российской корпорации.
Последние неконструктивные действия “Газпрома” и ухудшение погодных условий в Украине заставили Андрея Коболева 2 марта на заседании Совета национальной безопасности и обороны предложить ввести ограничения на потребление газа для промышленных предприятий и тепловой генерации в предстоящие выходные, 3-4 марта. Такая мера предусмотрена приказом Минэнергоуглепрома, утвержденном в 2015 году. Сейчас из-за резкого похолодания возник суточный дефицит в 18 млн. куб. м газа. После 4 марта ожидается потепление, это приведет к сокращению спроса на газ на внутреннем рынке, и от специального режима потребления газа можно будет отказаться. Но пока НАК планирует также частично перекрыть дефицит дорогостоящими закупками у европейских трейдеров, рассчитывая в перспективе компенсировать свои затраты за счет “Газпрома”, которому предъявит претензии за невыполнение контрактных условий.
Что решили в Стокгольме? Нынешние сложности с “Газпромом” у “Нафтогаза” проявились на следующий день после того, как Стокгольмский арбитраж вынес решение по спору между компаниями об условиях транзита российского газа потребителям в ЕС. С учетом результата, обнародованного судом в декабре 2017 года и который касался условий поставок российского газа в Украину, всего “Газпром” оказался должен выплатить “Нафтогазу” $2,56 млрд.
В слушаниях по транзитному контракту суд в Стокгольме решил, что “Газпрому” следует компенсировать НАК упущенную выгоду из-за нарушения российской стороной договорных обязательств по объемам транзита, но отклонил требования “Нафтогаза” об увеличении транзитного тарифа и изменении условий формирования стоимости транспортировки газа по украинским газопроводам (вместо тарифа на расстояние – тариф на точках входа и выхода из ГТС на границе Украины).
Что приобретаем, а чем рискуем? Сумма в $2,56 млрд., которую “Нафтогаз” ожидает от “Газпрома” по итогам разбирательств в Стокгольме, сопоставима с ежегодным доходом, который НАК получает от российской компании за оказание транзитных услуг. Ни у “Нафтогаза”, ни у Кабмина до сих пор нет четкого представления о том, как будут складываться транзитные отношения Украины с “Газпромом” после 2019 года, когда закончится действующий контракт на транспортировку газа. Переговоры по этому вопросу стороны не ведут. И теперь, после нового обострения отношений между компаниями, их перспективы стали еще более неопределенными.
Украина способна технически обеспечить транзит российского газа еще 20-30 лет, отметил Сергей Макогон, исполнительный директор “Укртрансгаза”, во время дискуссии на Украинском энергетическом форуме, организованном Институтом Адама Смита в Киеве на этой неделе. По его словам, $2-3 млрд. дохода, которые страна получает за оказание таких услуг – это та “сумма, за которую надо бороться”. “Мы все знаем, что делать. Но значительного прогресса нет… Поэтому не исключено, что нам предстоит готовиться к сценарию нулевого транзита и оптимизировать магистральные газопроводы под потребности внутреннего рынка”, – признал Сергей Макогон.
Политический кризис между Киевом и Москвой, спровоцированный аннексией Крыма Россией в 2014 году и последующим вооруженным конфликтом на Донбассе, заставил Кремль озвучивать радикальные заявления о планах полностью отказаться от украинского транзита. Для этого “Газпром” стремится строить новые маршруты для поставок газа в ЕС в обход Украины. Но именно благодаря технологической специфике украинской газотранспортной инфраструктуре российская корпорация способна гарантировать гибкие и безопасные поставки европейским потребителям, которые обеспечивают ей стабильную валютную выручку.
Чего ожидать? Саймон Пирани из Oxford Institute for Energy Studies считает, что в 2020-е годы Россия останется основным поставщиком газа в ЕС, а ее возможности по расширению собственных мощностей для экспорта газа преувеличены. Поэтому он прогнозирует, что Украина продолжит оказывать “Газпрому” транзитные услуги, но, возможно, в меньшем объеме. Сценарию, о котором говорит британский эксперт, будет способствовать и то, что законодательство Евросоюза по развитию конкуренции предполагает не более 30% транспортировки газа с одного направления.
Очевидно, что отказ “Газпрома” от газового транзита через Украину – политическое решение. Но у Евросоюза есть также политическое решение сохранить украинский маршрут, чтобы обеспечить диверсификацию поставок российского газа с разных направлений, необходимую для гарантий энергобезопасности региона. Вопрос в том, смогут ли украинские власти скоординировать усилия, чтобы отстоять государственные интересы при поддержке западных партнеров, а не погрузиться во внутриполитическое противостояние, которое активно нарастает с приближением парламентских и президентских выборов, запланированных в Украине на 2019 г. (Светлана Долинчук, Mind/Энергетика Украины и мира)