На любой европейской конференции по энергоносителям ключевым пунктом в развитии рынка моторных топлив является сжатый и сжиженный природный газ (ну, и конечно, электричество). В то же время в Украине рынок данного газомоторного топлива находится в глубоком кризисе.

В конце 2017 г. “метанщики” создали свою ассоциацию, поставив цель подсоединить Украину к общемировому мейнстриму. Мы поговорили с главой нового объединения Александром Ватажишиным о состоянии и перспективах метана. Как выяснилось, стагнация закрыла собой весьма интересные процессы развития в этой отрасли. При правильной постановке вопроса метан способен изменить украинский рынок нефтепродуктов не меньше, чем это уже сделал пропан-бутан.

Ассоциация природного газа для транспортных средств Украины была зарегистрирована в ноябре 2017 года. Цель объединения – популяризация природного газа в качестве моторного топлива. Членами ассоциации являются: “Фактор” (16 АГНКС), “Укргаз” (13), “Сангаз” (5), “Итера” (4), “Альтоп” (3), “АвтогазЗапад” (2), “Метан-Техносервис”, “Интерстеллар” (по одной станции) и “АГНКС-Сервис” – компания, обслуживающая оборудование АГНКС.

enkorr: Александр, что заставило участников вашего рынка объединиться?

А. Ватажишин: Вопреки всем мировым трендам в Украине наблюдается стагнация рынка метана. В ЕС, Америке, Аргентине, Китае наблюдается настоящий “метановый” бум, строится много станций. Практически все мировые автопроизводители уже выпускают транспорт с газовыми установками. Природный газ признан наиболее перспективным энергоносителем на транспорте, который должен со временем заменить дизельное топливо. Ни LPG, ни биотопливо, а именно природный газ – сжатый (CNG) или сжиженный (LNG). Мы хотим, чтобы Украина шла в ногу с окружающим миром и развивала этот рынок, тем более для этого есть все условия.

enkorr: Каковы параметры рынка природного газа для транспорта?

А. Ватажишин: До войны у нас было 325 заправочных станций, из которых сегодня 70 находятся на оккупированных территориях. Для нашего рынка это очень большая потеря, в Крыму, Луганске и Донецке была большая концентрация метановых станций, вокруг которых сформировалась культура потребления этого энергоносителя. Основным потребителем был коммерческий транспорт, особенно на Донбассе – индустриально развитом регионе.

Из оставшихся 260 АГНКС порядка 80 станций принадлежит ДП “Укравтогаз” (входит в состав НАК “Нафтогаз Украины”), а остальные распределены между небольшими игроками.

Сеть АГНКС – небольшая сеть, что является одной из ключевых проблем с точки зрения потребителя. Заправиться дизтопливом или пропаном намного проще.

enkorr: В чем причина стагнации рынка метана, ведь в 90-х Украина была одной из самых газифицированных стран в мировом масштабе?

А. Ватажишин: Все дело в экономике. Газ всегда был очень доступным топливом и в этом заключалась его популярность. Перелом произошел в 2009 году, когда были подписаны газовые договора с Россией и цена газа буквально взлетела. Она оказалась выше стоимости пропан-бутана, да и по отношению к ДТ разрыв также резко уменьшился.

Вторая причина упадка – стареющий автопарк. Кто в Союзе был основным потребителем? ЗИЛы, ГАЗоны, которые естественным образом выбывают из эксплуатации. По статистике средний возраст автомобилей в Украине почти 19 лет, а в Евросоюзе порядка 8-9 лет. Наш парк на метане списывается и замещается дизельными машинами, которые приходят из Евросоюза по очень низкой цене. В ЕС с 2007 года приняты нормы по выбросам, идет постепенное обновление. Этот поток дизельных траков хлынул к нам. Разумеется, предприятия принимают решение покупать этот недорогой транспорт.

В итоге если в 2008-2009 годах АГНКС качали 28-30 млн. кубов в месяц, на сегодняшний день это около 14. Ежегодно мы теряем 10-15% продаж.

enkorr: Как вы собираетесь переломить эту тенденцию?

А. Ватажишин: О природном газе на транспорте в Украине вообще мало знают. Во-первых, отсутствует маркетинг, мало кто знает, что у Mercedes-Benz, Volkswagen, Volvo, Iveco и других автопроизводителей есть модели на метане. Мы даже провели эксперимент, разместили объявление на “АвтоРиа” (интернет-ресурс по продаже автомобилей – примечание enkorr) о продаже грузовика на метане и получили много откликов. Люди не знают, что есть такая альтернатива дизтопливу, бензину, пропан-бутану, и эта альтернатива гораздо выгодней. Цена метана в среднем 15 грн. за м. куб., что эквивалентно 1 л. бензина. Экономия 50%, а по сравнению с дизелем – 40%.

enkorr: Но дизтопливом можно заправиться на каждом шагу, чего не скажешь о метане, для использования которого также необходима установка.

А. Ватажишин: Если мы говорим о транспорте в городах, то там много АГНКС и не нужно, и, как правило, они уже есть. К тому же уже есть доступная технология создания заправочной станции на территории промпредприятий, которые в большинстве своем соединены с газопроводами. В целом строительство АГНКС гораздо проще, чем кажется.

enkorr: Сколько стоит построить АГНКС? Насколько это хлопотное дело с точки зрения получения разрешительной документации? Помнится, на определенном этапе подключение новых АГНКС к магистральному газопроводу было в принципе нерешаемым вопросом…

А. Ватажишин: Строительство станции в среднем занимает 8-18 месяцев с учетом проектирования и получения разрешительных документов. Без учета земельного участка стоимость колеблется от $150 тыс. до $1,5 млн. в зависимости от производительности объекта, площади АГНКС и наличия зон для дополнительных сервисов (магазина, кафе, мойки и т.д.). Проблемы с подключением больше нет.

Заметно облегчилось и строительство мультитопливных заправок. На одном островке можно ставить колонки для заправки и метаном, и бензином, и дизтопливом. Есть нормы, по которым это можно делать, принимая свои внутренние технические регламенты.

Есть уже и совсем новые решения – мобильные заправки, которые не требуют подключения к газопроводу. Концепция следующая: есть материнская станция, с которой при помощи газовоза снабжаются дочерние станции. По деньгам материнская станция обойдется в $0,5-1,5 млн., дочерние – до $150 тыс.

Таких объектов очень много в Италии. К слову, там на законодательном уровне запрещено строительство заправочных станций без модулей для реализации природного газа. Бурно развивается эта тема в Норвегии, только там газ сжижается или компримируется прям на месторождении, а дальше идет развозка по дочерним станциям в негазифицированных районах.

enkorr: Как вы хотите сделать метан более привлекательным?

А. Ватажишин: Прежде всего мы работаем над снижением цены. Все владельцы АГНКС всячески стараются уменьшить себестоимость газа, в частности за счет применения нового оборудования и модернизации заправочных станций. При себестоимости порядка 11 грн. за кубический метр цена реализации составляет 15 грн. Я считаю, что вполне реально снизиться до 13,50 грн. Это дополнительно улучшит экономию для потребителя.

Но своей основной задачей мы видим донесение до владельцев автопарков информации о том, что на рынке уже достаточно много “газовых” грузовиков из Европы, в том числе и бывших в употреблении, и стоят они сколько же, сколько и дизельные.

Мы также готовы доказать, что метановая установка “отобъется” через 15 тыс. км. Для грузового транспорта это максимум 5 месяцев работы.

enkorr: Звучит странно, что предприниматели, которые готовы за копейки на литре дизеля перегрызть горло владельцу АЗС, не знают о таких выгодных вариантах экономии топлива…

А. Ватажишин: Очень мало информации, ее вообще почти нет. Мы ставим себе задачу дать им эту информацию о транспорте, где его можно купить, где его можно обслужить. Уже практически все автодилеры готовы обслуживать свой транспорт на природном газе. Очень мощно работает в этом направлении Iveco, они, кстати, продали McDonald’s первую машину на метане.

Понемногу процесс идет: очень много транспорта ездит на природном газе в Днепре, Кривом Роге, Запорожье, Полтаве, Житомире. Там же немало общественного и муниципального транспорта. Во Львове и в Киеве есть порядка десяти мерседесов-мусоровозов. Это экологический транспорт, собственники довольны, экономия на топливе до 50%.

enkorr: Какую роль играет на рынке крупнейший игрок НАК “Нафтогаз Украины”? Какова его позиция в деле популяризации метана?

А. Ватажишин: Мы общаемся. Разумеется, компания также заинтересована увеличить круг клиентов. Но есть проблема: к счастью участников рынка и, к сожалению, для общего дела “Укравтогаз” торгует очень дорого. Если у “частников” метан по 15 грн., то у госсети – 18,60 грн. Правда, с 1 мая они начали предоставлять индивидуальные скидки до 5 грн. на куб. м. Я понимаю, что таким образом они пытаются компенсировать падение реализации. Эти АГНКС старые, обладают огромной и избыточной мощностью, их нужно содержать. Но такая цена на стеле не способствует популяризации метана…

В ближнем зарубежье, в Польше и Молдове госоператоры очень активны на рынке и цена у них наоборот – самая низкая на рынке. Частникам приходится усиленно трудиться над себестоимостью. В Польше компании, торгующие природным газом для транспорта, получают скидку 20% на природный газ, соответственно могут продавать дешевле на колонке.

enkorr: Какие страны являются лидерами по использованию метана?

А. Ватажишин: В Европе безусловным лидером является Италия, где работает 1200 заправочных станций. В некоторых регионах этой страны 70% автопарка на природном газе, причем как легковые машины, так и грузовые.

Германия развивается по всем направлениям – метан, водород, электричество. Во Франции компания Engie установила АГНКС практически во всех небольших городах. В 2024 году в Париж будет запрещен въезд дизельного транспорта, только на метане, водороде и электро.

В Нидерландах используют как CNG, так и LNG. Там 20-30% транспорта уже на природном газе, кроме того, активно развивается использование газа на кораблях в связи с ожидающимся ужесточением требований к качеству мазута.

В Китае более 4000 пунктов заправок газом, при том как сжатым, так и сжиженным. Темпы развития ошеломительные!

А в мировом рейтинге лидерство безусловно за Аргентиной. Там развитие рынка началось давно и сегодня это 70 -80% от общего потребления моторных топлив.

Природный газ – это всемирный тренд и Украина, учитывая степень покрытия газопроводами, а также перспективу увеличения собственной газодобычи может существенно укрепить свою энергетическую безопасность. Для нас это крайне важно, учитывая, что дизельное топливо мы преимущественно импортируем. (Enkorr.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий