По инициативе Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности состоялись слушания на тему: “Ядерная энергетика Украины – вызовы и перспективы”. Мероприятие состоялось 12 июля 2018 г. в Верховной Раде.

В Комитетских слушаниях приняли участие народные депутаты Украины, представители Кабинета Министров Украины, органов исполнительной власти, Министерства энергетики и угольной промышленности, Министерства финансов Украины, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Государственной инспекции ядерного регулирования, представители международных организаций , предприятий, учреждений, организаций ядерной отрасли, отраслевых профсоюзов, общественных организаций, экспертов в области ядерной энергетики, СМИ и другие заинтересованные лица.

Открывая слушания и. о. председателя Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский отметил, что повестка дня слушаний напрямую связана с обеспечением энергетической безопасности и энергонезависимости Украины: “В украинской структуре энергогенерации атомная энергетика обеспечивает более 55% производства электроэнергии. За последние годы атомная энергетика Украины стала настолько мощной отраслью, что может стать тем краеугольным камнем развития всей нашей энергетики, но для этого необходимо решить вопрос тарифообразования для атомной генерации. Вопрос тарифа – это решение целого комплекса социальных вопросов, это вопрос заработной платы, этот вопрос оттока профессиональных кадров, это вопрос финансового обеспечения эксплуатации атомных блоков, это обеспечение нашей с вами безопасности. Спасибо всей большой и профессиональной команде украинских атомщиков за то, что в очень непростых обстоятельствах Украина благодаря вам остается стабильной. И мы должны сделать все, чтобы так было и дальше “.

Народный депутат Украины, секретарь Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Виктория Войцицкий коснулся в своем выступлении законодательной нестабильности в ядерной области и упрекнул своих коллег, что ряд законопроектов еще с 2015 года были одобрены и внесены Комитетом ВР по ТЭК на голосование но до сих пор не приняты: “Прохождение законопроектов, важных для будущего ядерной энергетики в ВР, происходит слишком медленно. Это недопустимо для атомной отрасли, которая должна стремительно развиваться, в том числе, для достижения Украиной всех международных обязательств. Речь идет о социально значимых законопроектах, от принятия которых зависит сохранение высококвалифицированного персонала на АЭС, так и законопроектов, что должны гармонизовать законодательство Украины в сфере радиационной безопасности.

Народный депутат отдельно отметила необходимость законодательного урегулирования вопроса государственных закупок для обеспечения успешной реализации проекта строительства новых атомных энергоблоков путем внесения изменений в Закон Украины “О публичных закупках”: “Цикл строительства новых ядерных мощностей от начала выполнения предпроектных работ до ввода объекта в эксплуатацию составляет около пятнадцати лет. Таким образом, реализация задач Энергетической стратегии – 2035 должна осуществляться в жесткие сроки, а закупка необходимых товаров, работ и услуг, в строгом соответствии с действующим ядерным законодательством, ориентированным на безусловный приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности над другими интересами. Определение поставщика товаров, работ и услуг в сфере ядерной энергетики имеет свои особенности. Выбор перспективных ядерных технологий для строительства новых энергоблоков АЭС в Украине (включая разработку критериев выбора нового типа ядерной технологии для замещения действующих энергоблоков АЭС с обеспечением устойчивости атомной энергосистемы, разработка перечня возможных для Украины новых типов реакторных технологий) будет осуществляться путем проведения международных конкурсов с одновременным рассмотрением и учетом вопросов источников финансирования и порядка закупки. Это все надо учесть путем внесения изменений в Закон Украины “О публичных закупках”.

С тезисом о том, что практика Комитетских слушаний является эффективной согласился Председатель подкомитета по вопросам ядерной энергетики и ядерной безопасности Владимир Бандуров, подчеркнув, что результатом Комитетских слушаний, которые сейчас происходят имеют также стать реальные шаги на пути решения всех насущных вопросов атомной отрасли. Он отметил, что нынешние вызовы, которые возникают перед атомной отраслью четко делятся на два блока: “Атомная энергетика Украины в долгосрочной перспективе была и будет основой энергетической безопасности нашей страны. Нам необходимо в ближайшее время определиться с тем, чем мы будем замещать мощности в электроэнергетике Украины, после массового вывода из эксплуатации ядерных энергоблоков после 2035, и дать возможность Энергоатому инвестировать в развитие, то есть установить справедливый тариф.

И конечно сделать ряд шагов для сохранения кадрового потенциала отрасли, остановить отток квалифицированных специалистов из наших атомных станций. Многие из этих вопросов находятся в том числе в компетенции Верховной Рады, и мы не должны откладывать принятие необходимых законов на неопределенный срок”.

О жестокой войне, которая продолжается и на энергетическом рынке Украины и, в частности, о попытке дестабилизировать ядерную энергетику Украины напомнил Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик. Он отметил, что Россию очень раздражает ситуация, что Украина и ее атомная энергетика за последние два года полностью отказалась от их услуг: “По неизвестным мне причинам Кабинет министров Украины перенес утверждение технико-экономического обоснования достройки энергоблоков №3, 4 ХАЭС на следующее заседание. Сейчас происходит ожесточенная борьба сопротивления развития украинского атомно-промышленного комплекса. Россияне очень недовольны ситуацией, когда Украина работает самостоятельно и автономно от них. Именно поэтому и являются фальсификации со стороны РФ по заводу ядерного топлива, по блокированию проекта достройки энергоблоков №3, 4 ХАЭС …”.

Президент государственного предприятия НАЭК “Энергоатом” Юрий Недашковский начал свое выступление с того, что рассказал об основных мероприятиях, которые уже были реализованы и сейчас реализуются в рамках имплементации положений новой “Энергетической стратегии-2035”, и отметил, что практика проведения слушаний в комитете достаточно действенный инструмент: “За два года, что истекли из предыдущих слушаний, большую часть намеченного удалось достичь или сдвинуть с места”. По его словам, одним из ключевых задач, выполняемых и будут несомненно успешно выполнены Энергоатомом в дальнейшем является продление сроков эксплуатации действующих энергоблоков АЭС “Технически – это возможно. В средствах – это более чем в 20 раз дешевле, чем строительство новых мощностей. Конечно же на таких условиях вполне логично сохранить существующий парк реакторных установок и получить необходимый ресурс времени для подготовки к новому ядерному строительства”.

По словам Юрия Недашковского, на сегодня “7 из 15 энергоблоков после выполнения всех законодательных и нормативных требований получили лицензии Госатомрегулирования на передвижной срок службы, и эта работа уверенно продолжается. К сожалению, ведется она в условиях хронического дефицита тарифных средств “. Также в соответствии с тремя отраслевыми программами по направлениям повышения номинальной мощности энергоблоков и повышение КИУМ осуществляются мероприятия по улучшению эффективности работы АЭС. “Если удастся суммарно по обоим направлениям достичь хотя бы 20-процентного увеличения, эффект будет эквивалентен подключению к сети дополнительных 2760 МВт атомной генерации и дополнительного ежегодного производства электроэнергии от 6,9 до 14,8 млрд. КВт-ч, что полностью компенсирует работу энергоблока №2 Хмельницкой АЭС на экспорт”, – сообщил президент Энергоатома.

По его словам, успешно выполняется и другая задача Энергостратегии – по строительству Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива: ведутся строительные работы непосредственно на площадке хранилища, а также ядерные модификации на Хмельницкой, Ровенской и Южно-Украинской АЭС. Для гарантированного финансового обеспечения этого проекта Министерством финансов Украины, НАЭК “Энергоатом”, Корпорацией зарубежных частных инвестиций (OPIC) и специально созданным Central Storage Safety Project Trust подписаны соглашения о привлечении 250 млн. долларов фондового рынка США. “Это – большой успех! Я бы сказал, что теперь дорога для привлечения средств на финансирование наших новых ядерных проектов открыта. В феврале этого года завершилась эмиссия и размещение облигаций, закрыто транзакцию, предприняты первые выборки средств”, – сообщил Юрий Недашковский.

Вместе с тем он отметил, что в тарифе не предусмотрены средства на обслуживание кредита, а также существуют коллизии между закупочным законодательством и государственными строительными нормами при реализации долгосрочных строительных контрактов. Другая коллизия, как считает Счетная палата, находится между Законами Украины “Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности” и О строительстве ЦХОЯТ, и тормозит финансирование социальной инфраструктуры прилегающих территорий. “Энергоатом готов платить деньги – территории не могут их принять!”, – отметил глава компании.

НАЭК “Энергоатом” успешно выполняет значительный объем работ по решению вопроса диверсификации источников ядерного топлива для обеспечения потребностей энергоблоков украинских АЭС даже при форс-мажорных ситуаций. А также осуществляет все необходимые мероприятия по реализации пилотного проекта “Энергетический мост” Украина – Европейский союз”, должна рассматриваться и реализовываться в комплексе с достройкой энергоблоков №3,4 ХАЭС и развитием инфраструктуры межгосударственных электрических сетей путем восстановления линии” Хмельницкая – Жешув 750 кВ”: “Все мероприятия, которые будут осуществляться в рамках этого проекта, являются неотъемлемыми составляющими глобального проекта интеграции ОЭС Украины в европейскую энергетическую систему ENTSO-E. Важно то, что долгосрочный контракт на экспорт электроэнергии из ХАЭС-2 будет служить финансовым инструментом достройки ХАЭС-3, 4 в качестве залога для получения кредитных средств без суверенных гарантий. А это, в свою очередь, позволит привлечь экспортное кредитование для поставки оборудования ядерного острова, ядерного топлива первой загрузки и отдельных видов специального оборудования и услуг”.

Также Юрий Недашковский доложил, что вместо выполнения задания Энергостратегии по созданию полноценного Фонда снятия с эксплуатации АЭС, “просто введен механизм, по которому Энергоатом ежегодно перечисляет средства в государственный бюджет Украины, и там они виртуально учитываются, но вполне реально обесцениваются от инфляции и девальвации. За сорок лет эксплуатации в Украине атомных электростанций виртуально накоплен до 3722 млн. грн. Мы продолжаем переводить сегодняшние проблемы на плечи будущих поколений “Он обратился к участникам заседания взять под контроль Комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности обеспечения надлежащего размера отчислений и защиты от инфляции средств, Энергоатом перечисляет на снятие с эксплуатации.

Аналогичного вмешательства требует и ситуация, сложившаяся с Фондом обращения с РАО, средства которого все время с 2008 года, когда он был создан, использовались не по целевому назначению. Как следствие, “Фонд получил 6,1 млрд. грн., но ни хранилища для принятия на захоронение радиоактивных отходов от эксплуатации АЭС, ни хранилища для принятия высокоактивных остекленных отходов от радиохимического переработки ОЯТ в Украине до сих пор не создано. Ситуация требует безотлагательного исправления”, – отметил президент компании.

Комментируя эти вопросы председательствующий слушаний Александр Домбровский жестко раскритиковал позицию Министерства финансов, которое игнорирует указанные проблемы, в частности – обесценивание большого объема средств.

Также до сих пор, по словам президента Энергоатома, несмотря на полную уплату Компанией средств на финансирование мероприятий социально-экологической компенсации риска населения, проживающего в зонах наблюдения АЭС в Госбюджет, сегодня образовалась “колоссальная задолженность перед территориальными общинами”. Из перечисленных Энергоатомом 2 млрд. 60,7 млн. грн., территориальные общины недополучили с 2010 года 1 млрд. 130,7 млн. грн.

Говоря о перспективах развития атомной энергетики, Юрий Недашковский отметил, что отечественный опыт свидетельствует о том, что основные причины срыва планов развития отрасли “очень банальны: отсутствие реальных источников финансирования и чрезмерно длительный, забюрократизированный процесс прохождения государственных инвестиционных процедур. “Сегодня в мировой ядерной энергетике одними из самых трудных вызовов стали проблемы чрезвычайно стоимостного и длительного по времени процесса нового ядерного строительства и, как следствие, окупаемости инвестиций. А в украинских условиях, к сожалению, до сих глобальных проблем добавилась еще и национальная специфика – абсолютно не приспособлены для нового строительства процедуры государственных закупок. Все это потребует как учет в Программе развития атомной энергетики, так и соответствующих законодательных изменений”.

Важной проблемой функционирования и развития атомной генерации Юрий Недашковский назвал существующую систему тарифообразования. Из-за невыполнения положений Энергостратегии, утвержденной в 2006 году, с 2006-го по 2017-й год Энергоатом получил 5 млрд. 212 млн. долл. “Такими средствами можно было бы профинансировать не только все программы модернизации и повышения безопасности, продления срока службы энергоблоков АЭС, но и достроить 3-й и 4-й энергоблоки Хмельницкой АЭС. И все это – давно бы уже работало на экономику Украины “, – подчеркнул президент Энергоатома.

По его словам, “прошлым составом НКРЕКП за последние три года ситуация вообще была полностью разбалансирована: за счет кредитов, которые привлекало государственное предприятие Энергорынок у государственного же Ощадбанка ускоренными темпами было практически полностью погашена задолженность энергорынка перед исключительно частной генерацией за предыдущие периоды, нарушая тем самым закон о пропорциональном распределении средств, а проще говоря – за счет государственного сектора в пользу частного. В результате этих сделок частная генерация входит в новую модель рынка электроэнергии чистенькой, без задолженности перед ней, все долги таким образом перевишуються на Энергоатом “, – отметил Юрий Недашковский.

Более того, НКРЕКП начала практиковать выборочный подход, “применяя для тепловой генерации ” индикатив “, а для атомной – ” затраты + “, к сожалению, и в таком дуализме ведя себя непоследовательно. Если действительно “затраты +”, то почему же тогда в тарифе на атомную электроэнергию постоянно закладываются средства меньше реальных потребностей “? Он напомнил, что на 2017-й год, исходя из минимально необходимых потребностей, согласованных в установленном порядке, Энергоатом обращался к НКРЕКП с просьбой установить тариф 72,41 коп./кВт-ч – в 2,2 раза ниже тепловой генерации. Зато при тарифе 47 копеек за кВт-ч, из которых уже после утверждения финансового плана в конце года НКРЕКП было снято еще 3,3 млрд. грн., что загнало Компанию в искусственные убытки.

Установлен с 1 января 2018 года тариф на отпуск электроэнергии даже в несколько повышенном размере 54,03 коп./кВт-ч также остается критически дефицитным и не покрывает минимально необходимые потребности. Особенно критической, по словам главы Энергоатома, проблема учтенной в тарифе заработной платы, по сравнению с 2014 годом в долларовом эквиваленте снизилась в 1,5 раза, и темпы роста которой отстают от темпов роста заработной платы промышленности Украины на 36%. “К тому же в 2017 году фонд оплаты труда был меньше расчетного на 18%, а на 2018-й год – вообще не учтены затраты на оплату труда персонала на объекты, которые будут вводиться в этом году.

Кроме того, по словам Ю. Недашковский, хронически недофинансируются статьи модернизации и повышения безопасности, продления срока службы, ремонта, отдельных видов ремонтных работ и эксплуатационных затрат, финансовых затрат. “Стоимость утвержденной Правительством Комплексной сводной программы повышения безопасности энергоблоков АЭС Украины подлежит корректировке в связи с инфляционными процессами и девальвацией национальной валюты. Соответствующие изменения согласованы всеми заинтересованными органами государственной власти и ядерным регулятором, но уже более двух лет блокируются НКРЕКП “, – подчеркнул президент Энергоатома, подчеркнув, что такая ситуация ставит под угрозу доверие со стороны международных финансовых организаций.

В свою очередь председательствующий слушаний Александр Домбровский призвал новый состав Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг срочно провести продуктивное и основательное совместное заседание на котором профессионально и справедливо обсудить и определиться со всеми нюансами тарифообразования для атомной генерации. На что представитель НКРЕКП Дмитрий Коваленко ответил полным согласием и выразил надежду, что при условии обоснования со стороны Компании тариф будет пересмотрен.

Тем не менее, завершил свое выступление Юрий Недашковский на оптимистичной волне “Энергоатом, сохраняя низкий во всем мире атомный тариф, имеет положительный опыт эмиссии обыкновенных облигаций Компании на достройку Х2 / Р4; опыт привлечения долгосрочных кредитов МФО на повышение безопасности Х2 / Р4 после пуска и софинансирования КСПБ всех энергоблоков под предоставление государственных гарантий; отработан механизм привлечения средств американского фондового рынка для финансирования сооружения в Украине ЦХОЯТ; ведутся переговоры об условиях получения кредита банка Барклайз на финансирование достройки Х3 / Х4 без предоставления суверенных гарантий, а только под залог долгосрочного контракта на экспорт электроэнергии в страны ЕС. К Энергоатома поступают серьезные предложения по финансированию строительства новых ядерных энергоблоков. Например, в начале этого года делегация китайской государственной корпорации CNNC International совместно с Индустриальным коммерческим банком Китая ICBC предложила Энергоатома свое участие в пилотном проекте “Энергетический мост” и в достройке Х3 / Х4 по формуле “1 + 1″, которая предусматривает применение как технологий ВВЭР 1000, так и других эволюционных реакторов нового поколения HPR-1000 (Hualong-1) с высокой степенью украинской локализации (до 80%) и финансированием 85% контракта под государственные гарантии Украины”. В то же время, Юрий Недашковский подчеркнул, что кроме достройки Х3 / Х4 он не рассчитывает на масштабное строительство новых реакторов высокой мощности, отметив, что рассматривает будущее ядерной энергетики Украины через призму развития технологий малых модульных реакторов, которые за последние 10-12 лет стали чрезвычайно инвестиционно привлекательными проектами, которые “будут отвечать самым современным требованиям по безопасности, обещают быть дешевле капиталовложениями, и строиться за два-три года с момента заливки первого кубометра бетона”.

В завершение выступления, обращаясь к участникам слушаний президент Энергоатома отметил: “Мы не просим никаких преференций или льгот. Кроме одной – поставить Энергоатом в равные условия работы с другими участниками энергетического рынка”.

Резюмируя Комитетские слушания Александр Домбровский отметил, что ситуация с тарифообразованием, которая сложилась в атомной генерации недопустима для отрасли, которая должна стремительно развиваться, а также для обеспечения национальной безопасности Украины и для выполнения нашей страной международных обязательств. Он призвал Правительство, Верховную Раду, НКРЕКП и Минфин по-настоящему работать и приобщиться к решению проблем ядерной отрасли и остановить отток высокопрофессиональных кадров, которых Украине не будет кем заменить. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий