У Москвы и Минска вновь появились разногласия в нефтегазовой сфере: в конце минувшей недели нашлись сразу два повода для обсуждения беспошлинных поставок в Беларусь российской нефти.
Сообщения СМИ о приостановке кредитования Беларуси опроверг российский Минфин, но официальные заявления белорусской стороны о намерении поднять на государственном уровне вопрос о компенсации $300 млн. (20 млрд. руб.), выпадающих с 2019 г. из бюджета республики из-за налогового маневра в РФ, пока остались без реакции Москвы.
В конце минувшей недели обострилось обсуждение двух чувствительных для российско-белорусских отношений вопросов – беспошлинных поставок в Беларусь нефтепродуктов и налогового маневра в российской нефтяной отрасли. 10 августа Reuters сообщило о намерении Москвы приостановить предоставление кредитов Минску. Ссылаясь на пояснительную записку к протоколу изменений межправсоглашения от зампреда “Белнефтехима” Андрея Рыбакова, агентство отметило, что российская сторона связывает возобновление сотрудничества с решением вопроса по установлению запрета на беспошлинный вывоз нефтепродуктов из России в Белоруссию с компенсацией потерь российского бюджета за ранее вывезенные нефтепродукты.
Реакция российского Минфина последовала в тот же день – ведомство отрицает приостановку кредитования Белоруссии. Так, согласно договоренностям, напоминают в министерстве, финансируются расходы, связанные с использованием Белоруссией средств государственного экспортного кредита, предоставленного на сооружение АЭС. “Начата и активно ведется подготовка документов, необходимых для предоставления нового финансового кредита, а также траншей кредита, предоставленного по линии ЕФСР (Евразийского фонда стабилизации и развития)”,- заверили в Минфине РФ.
Нефтегазовый спор между странами тянется с 2016 года – на заявления Минска о несправедливости цены на российский газ Москва тогда ответила снижением поставок беспошлинной нефти. В апреле 2017 года правительствам двух стран удалось договориться об объемах беспошлинных поставок из РФ нефти в 2017-2024 годах на уровне 24 млн. т в год. Из этого объема белорусская сторона может зачислять в свой бюджет экспортные пошлины за 6 млн. т (так называемое перетаможивание) – с разницы между согласованным объемом поставки нефти и ее фактическим импортом в Белоруссию для переработки.
Впрочем, этим разногласия не ограничиваются: на прошлой неделе Минск вновь поднял вопрос о последствиях для Белоруссии налогового маневра в России.
Правительство РФ начинает с 2019 года налоговый маневр, который заключается в постепенной отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (с нынешних 30% на пять процентных пунктов в год в течение шести лет) с одновременным повышением НДПИ. О возможных рисках обнуления экспортной пошлины на нефть российский Минфин ранее предупреждали коллеги из Минэнерго – в ведомстве указывали, что такое решение, в частности, может повлечь ухудшение отношений Москвы и Минска, который и так получает российскую нефть беспошлинно. Рост НДПИ, отмечало Минэнерго, может вызвать рост цен на нефть как для внутреннего рынка, так и для Белоруссии.
Как заявил в конце прошлой недели замминистра финансов Белоруссии Дмитрий Кийко, его ведомство планирует инициировать обсуждение возможности компенсации выпадающих доходов белорусского бюджета из-за налогового маневра. По оценкам Минфина Белоруссии, из-за сокращения поступлений от экспортных пошлин, а также планируемого снижения на четверть ставки акцизов на нефтепродукты (для компенсации нефтезаводам издержек из-за отсутствия повышения розничных цен) в 2019 году выпадающие доходы белорусского бюджета составят около $300 млн. “В России выпадающие доходы компенсируются отрицательными акцизами, у нас нет таких источников”,- посетовал Дмитрий Кийко. Впрочем, беспокойство Минска вызвано также тем, что налоговый маневр приведет к невозможности работы единого рынка нефтепродуктов в ЕАЭС, а российские нефтепродукты могут вытеснить на внутреннем рынке Беларуси продукцию. Все эти заявления российский Минфин комментировать не стал. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)