1 июля 2019 г. в Украине должен заработать свободный рынок электроэнергии: покупатели смогут приобретать электричество у того, кто предложит лучшую цену. Однако этот “праздник света” может и не состояться, если не решить проблему колоссальных долгов, накопленных в существующей системе распределения электроэнергии.
На начало года долги перед ГП “Энергорынок” составили 28,1 млрд. грн., а долги самого “Энергорынка” – 29,8 млрд. грн. При этом долговая масса непрерывно растет.
Кому должны перейти долги и активы бывшего монополиста? Как их делить? Кто, кому и каким образом будет выплачивать долги? Ответить на эти вопросы попыталась группа нардепов. Глава налогового комитета Нина Южанина, бывший глава финкомитета Сергей Рыбалка внесли в Раду законопроект №9079, который предлагает провести ликвидацию ГП “Энергорынок” по схеме банковского банкротства и утрясти все долговые проблемы.
“Сейчас на рынке электрической энергии основной проблемой является наличие огромной дебиторской и кредиторской задолженности, которую существующими механизмами погасить невозможно. И она накапливается. Необходимо разработать реструктуризацию этой задолженности, поскольку без этого введение новых правил на рынке электрической энергии невозможно. Возникнут новые субъекты хозяйствования, новые отношения между ними, которые будут осуществляться по новым правилам”, – пояснил директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
С ним согласен и глава наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. “Есть условие наших международных партнеров: вопрос задолженности ГП “Энергорынок” необходимо решить, чтобы она не оказывала негативного влияния на участников рынка. По последним показателям долги составляют почти 34 млрд. грн., а до конца этого отопительного сезона, я думаю, вырастут до 40 млрд. грн.”, – рассказал он.
Обнулить или обанкротить
Ранее Минэнерго уже показывало свой проект реструктуризации долгов: их предлагалось обнулить, а издержки повесить на государство. Однако такому решению воспротивился Минфин – ведь помимо прямых потерь есть фактор кассового разрыва. Нагрузка в 30-40 млрд. грн. может попросту утопить хлипкий государственный бюджет. Также неясно, что делать с долгами “Донбассэнерго”, обнулить их – все равно что подарить их тем, кто незаконно завладел активами на неподконтрольной территории. Проект отклонили.
Новый законопроект инициируют депутаты – налоговики и финансисты. Их решение представляет собой более гибкую схему, уже успешно опробованную на банковском рынке. В случае позитивного голосования в Раде, правовое урегулирование задолженности “Энергорынка” проведут по схеме работы Фонда гарантирования вкладов физлиц с банком-банкротом.
Лоббисты
Традиционным кредитором госпредприятия является Ощадбанк. А крупнейшим поставщиком-производителем электроэнергии – “Энергоатом”. Преимущественно этим двум компаниям и достанется львиная доля государственных “гарантий”.
“По закону “Энергоатом” нельзя банкротить, и Рада каждый год закон продлевала. Но после того, как рынок электроэнергии заработает, этот закон прекратит действие. Возможно, данный проект и призван спасти “Энергоатом” от убытков”, – рассказал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Понятно, что в отличие от варианта с полным обнулением, реструктуризация долга “Энергорынка” улучшит показатели отчетности “Энергоатома”, “Ощадбанка” и других предприятий. На бумаге это позволит сохранить приличную картину, хотя, конечно, живых денег не принесет.
Нововведения законопроекта:
- ГП “Энергорынок” из оператора рынка фактически преобразуется в своего рода “фонд гарантирования на рынке электроэнергии” с функциями управляющего по долгам “Энергорынка” (УДЭР);
- “Энергорынок” прекращает осуществлять экономическую деятельность по купле-продаже энергии, а также выплачивать налоги и сборы в бюджет. Его задача – поддержание хозимущества, консолидация и продажа активов, наполнение своего бюджета для погашения долгов перед поставщиками;
- Прекращается начисление неустойки, процентов и других санкций по всем долгам “Энергорынка”;
- Долги погасят только тем кредиторам, кто предъявит на них претензию;
- Аннулируются все судебные аресты и иные ограничения по имуществу ГП “Энергорынок”;
- Активы “Энергорынка” подлежат распродаже на открытых торгах (движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, доли в уставном капитале юрлиц и права на них, права требования);
- Определяются финансовые схемы наполнения фонда УДЭР.
Аукцион
Эксперты обращают внимание, что должник (условное облэнерго) может уменьшить свою накопившуюся задолженность благодаря открытым торгам.
“ГП “Энергорынок” сможет продавать права требования по договорам, по которым компания имеет дебиторскую задолженность. Не исключено, что механизмом воспользуются заинтересованные лица: задолженность будет выкуплена кредиторами ГП “Энергорынок”, а затем произойдет прекращение обязательства путем объединения должника и кредитора в одном лице (механизм прописан в ст.606 ГК). При этом устанавливается, что стоимость продажи права требования по дебиторской задолженности, которая изначально составляет 100%, может быть снижена до граничной – 1%. Существенная экономия для должника”, – считает партнер юридической компании “ВОЛХВ” Виктор Дубовик.
В этом случае условное облэнерго, воспользовавшись послаблением долгового бремени, в теории могло бы проделать аналогичные процедуры и со своими потребителями-должниками. Впрочем, убеждены эксперты, украинцам особо рассчитывать на поблажки не стоит.
“Закон сам по себе нужный, ведь рынок электрической энергии с такими долгами действительно не заработает. Но то же самое в свое время делал Янукович, когда списали 24 млрд. долгов облгазам и облэнерго. Причем населению долги не списали”, – подчеркнул в комментарии экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко.
Законопроект Южаниной никак не поднимает вопрос задолженности населения, он рассматривает только корпоративный долг. Очевидно, что схема ликвидации долгов по схеме Фонда гарантирования никак не облегчает положение граждан-должников. Ведь даже в случае банкротства поставщика электроэнергии (условного облэнерго) долги населения перед ним становятся активами “Энергорынка” (УДЭР) для перепродажи новому владельцу.
Целевая надбавка
Законопроект предусматривает, что долг кредитору будет выплачен в полном объеме. Если ресурсов “Энергорынка” не хватит, задолженность перед кредиторами может быть погашена за счет дополнительных вливаний из госбюджета. Но это еще не все. Однако закладывается возможность и еще одной схемы. “Энергорынок” (УДЭР) вправе инициировать целевую надбавку на тариф на распределение электроэнергии, за счет которой и погасит задолженность перед кредитором. В условиях рыночного ценообразования дополнительные затраты оператор переложит на плечи потребителя, в том числе населения.
Впрочем, один безусловный плюс от принятия этого законопроекта для населения все-таки есть. Решение вопроса долгов позволит избежать войны за активы между участниками рынка после запуска рынка электроэнергии. Киевляне уже стализаложниками многомесячных разборок между “Нафтогазом” и “Киевтеплоэнерго” из-за долгов “Киевэнерго”. Очевидно, власти не желают повторения подобного прецедента на рынке электроэнергии. Ведь отключение из-за неразрешенного вопроса долгов уже не горячей воды, а электричества может вызвать настоящую экономическую и социальную катастрофу. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)