“Лимит повышения цен на топливо в этом году уже выбран”, – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании с нефтяниками. Но правительство может увеличить лимит поддержки нефтяной отрасли. Государству новые льготы и компенсации могут обойтись, по оценкам экспертов, не менее чем в 900 млрд. руб., но в будущем бюджет получит от нефтяников более 1,7 трлн. руб. дополнительных налогов.
Цены на АЗС в этом году, сразу после президентских выборов в марте, начали расти драматически быстро: за два месяца на 8% подорожал самый продаваемый в России бензин Аи-92, на 14% – дизельное топливо. С конца мая по договоренности с правительством вертикально-интегрированные нефтяные компании (те, что добывают, перерабатывают нефть и продают бензин) согласились сдерживать цены в обмен на снижение акцизов. Как долго – понятно не было. Подразумевалось, что до конца года, считает федеральный чиновник.
Но теперь нефтяники хотят помощи из бюджета. В законе о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли уже предусмотрена компенсация за поставку топлива на внутренний рынок с 2019 г. – 60% разницы между экспортными ценами и фиксированной ценой 56 000 руб. за 1 т бензина и 50 000 руб. за 1 т дизтоплива. Нефтяникам этого оказалось мало, и на совещании у курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Козака они попросили увеличить компенсацию на 230 млрд. руб. до 630 млрд. руб. Козак идею поддержал. А вчера после совещания у Медведева рассказал, что компенсацию могут начать выплачивать уже в 2018 г. Идея одобрена, подтверждает представитель премьер-министра Олег Осипов. Другой федеральный чиновник говорит, что решение еще не принято, и предложил дождаться протокола с финальным решением.
Против лишних расходов выступал Минфин. “С нашей точки зрения, это было бы очень странно – вернуть нескольким нефтяным компаниям то, что со всего населения будет взято в виде повышения НДС”, – говорил ранее замминистра финансов Илья Трунин. Но цены на бензин – политический вопрос, говорит главный аналитик BCS Global Markets Владимир Тихомиров, их рост очень беспокоит население, а у людей и без того немало поводов для критики властей – повышение пенсионного возраста, увеличение НДС. К тому же неожиданный рост цен в апреле – мае 2018 г. привел к резкому повышению инфляционных ожиданий населения (с 7,8% в апреле до 9,8% в июне), указывал ЦБ.
Осталось найти деньги в бюджете на 2018 г., замечает чиновник финансово-экономического блока. Козак их уже нашел – “это нефтегазовые доходы, которые не связаны с расходными обязательствами Российской Федерации”. Иными словами, он предложил нарушить бюджетное правило, которое не разрешает тратить нефтегазовые доходы, полученные при нефти дороже $40/барр., замечает другой чиновник. Если бюджет будет направлять дополнительные доходы не в фонд национального благосостояния, а на льготы – это прямое нарушение бюджетного правила, констатирует главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Ограничиваться компенсацией за сдерживание роста цен нефтяники не намерены – они хотят более серьезной поддержки от государства в будущем. Минэнерго предложило несколько мер стимулирования роста добычи, рассказал министр Александр Новак (его цитирует “Интерфакс”). Все они будут одобрены правительством, сказал Козак после совещания. В целом они поддержаны, подтвердил Осипов.
Одна из главных идей – повысить коэффициент амортизации на инвестиции в добычу в Западной Сибири. Это позволит увеличить свободный денежный поток в расчете на 1 барр. с $3,1 до $6,2, указал Новак, дополнительная добыча с 2019 по 2035 г. составит 461 млн. т, инвестиции увеличатся на 1,85 трлн. руб., а налоги – на 5,3 трлн. руб.
С расчетами Минэнерго согласна старший консультант Vygon Consulting Дарья Козлова: “Без создания комплексной новой системы стимулов добыча в стране может упасть более чем на 100 млн. т в ближайшие 15 лет”. Введение описанного Новаком механизма в ХМАО принесет бюджету дополнительно 1,7 трлн. руб. от НДПИ при выпадающих доходах 850-900 млрд. руб. за ближайшие шесть лет, подсчитала она. Благодаря мгновенному росту добычи бюджет ничего не будет терять уже в первые годы, говорит эксперт, это компенсирует выпадающие доходы от других предложенных Минэнерго механизмов.
Минэнерго хочет также стимулировать геолого-разведочные работы, предоставив вычет из налога на прибыль, а все месторождения в Западной Сибири перевести на новый налог на добавленный доход (НДД), который зависит от финансового результата проекта. Это, по расчетам министерства, принесет в бюджет дополнительно 1,2 трлн. руб. налогов. Новые методы увеличения добычи нефти Минэнерго хочет стимулировать, снижая НДПИ. 265 млрд. руб. дополнительных поступлений в бюджет, по словам Новака, может принести изменение налогообложения новых месторождений.
Предложения Минэнерго будут прорабатываться, говорит представитель Минфина. Часть мер может применяться через имеющиеся механизмы, например НДД, часть может быть одобрена, считает другой чиновник: Минфин категорически против дополнительных льгот нефтяникам, что не исключает их стимулирования. Но сначала нужно провести инвентаризацию уже имеющихся льгот нефтяников, говорит он. Нужна инвентаризация месторождений и выработка единых критериев предоставления льгот, рассказал Козак, план должен быть готов к весне.
Сейчас в России доля налогов в выручке в среднем проекте по добыче сырья около 65% против 35-40% в мире, отношение налогов к денежному потоку для Западной Сибири – около 90%, в то время как в мире – 50-60%, рассказывает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Действующая налоговая система рассчитана на высокорентабельные месторождения, но при ухудшении геологических условий разработки неизбежно придется донастраивать систему, считает Борисов. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)