Правительство придумало новую “угольную” схему, которая позволить энергохолдингу «ДТЭК» Рината Ахметова заработать необоснованную прибыль как минимум в 4 млрд. грн.

Несмотря на прямой запрет Антимонопольного комитета, министр энергетики Игорь Насалик подал на рассмотрение правительства документ, принятие которого, вопреки правилам конкуренции, позволит обеспечить предприятия тепловой генерации компании ДТЭК углем.

В чем суть “угольных” гарантий?

Министерство энергетики и угольной промышленности придумало новую схему, которая позволит энергохолдингу «ДТЭК» Рината Ахметова укрепить свое монопольное положение на рынке тепловой генерации и заработать сверхприбыли, по оценкам экспертов, в размере более 4 млрд. грн. в год. Для этого министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик предложил правительству принять проект распоряжения под названием “Некоторые вопросы повышения безопасности энергоснабжения” (копией располагает РБК-Украина).

Electro from RBC-Ukraine

Спасать безопасность украинской энергетики министр рассчитывает за счет предоставления безоговорочных преференций теплогенерирующим компаниям в использовании энергетического угля, добытого исключительно в Украине. Проще говоря, Минэнергоугля планирует, отказавшись от импорта топлива, и, невзирая на ценовую конкуренцию, загрузить генерирующие мощности ТЭС и ТЭЦ украинским углем газовой группы.

Если это распоряжение будет одобрено Кабинетом министров, максимальную выгоду получит компания ДТЭК. На сегодня энергохолдинг олигарха Рината Ахметова контролирует более 75% рынка тепловой генерации и 85% добычи угля в стране. Прибыль компании за первое полугодие этого года составила 5,4 млрд. грн.

Получить разъяснения главы Минэнергоугля РБК-Украина не удалось – министр Игорь Насалик не отвечает на телефонные звонки. Но в пояснительной записке к проекту распоряжения указывается, что это решение “в пользу отечественного поставщика угля (то есть, ДТЭК, – ред.) позволит тепловой генерации сэкономить 900 млн. грн.” и отказаться от дорого угля антрацитовой группы, который украинские энергетические компании вынуждены покупать из ЮАР, чтобы покрыть дефицит топлива (общую сумму по контрактам на закупку 1,4 млн. т угля Минэнергоугля оценило в 3,7 млрд. грн.). Сам дефицит ведомство Насалика оценило в 5 млн. т в год.

Но пока документ не прошел согласование в Министерстве энергетики, а ранее и в Антимонопольном комитете. Дело в том, что неконкурентные преимущества – “угольный” приоритет для ТЭС – Минэнергоугля пытается “протащить” уже не впервые. АМКУ весной этого года не разрешил вносить соответствующие изменения в правила работы оптового рынка электроэнергии, опасаясь нарушения условий конкуренции. Именно поэтому Насалик решил обойти это препятствие и провести документ через Кабмин.

По информации РБК-Украина, правительство готовится утвердить проект распоряжения о предоставлении преференций в ближайшее время: документ согласован с премьер-министром Владимиром Гройсманом и отраслевым регулятором – НКРЭКУ, и сейчас ожидает одобрения от Минфина.

Зачем энергохолдингу ДТЭК преференции от Минэнерго?

Примечательно, что с начала года министр энергетики неоднократно заявлял, что в стране профицит угля газовых марок, а потребление антрацита за счет перевода энергоблоков ТЭС с одной марки топлива на другую, снизилось почти в 2 раза – с 10 до порядка 5 млн. т. Теперь же, по информации РБК-Украина, в Минэнергоугля снова говорят, что ситуация критическая. В частности, собеседники издания, знакомые с ситуацией, рассказали, что во вторник, 16 октября, Игорь Насалик намерен провести совещание с участниками отрасли, из-за того, что на нескольких украинских ТЭС практически “под ноль” сработаны угольные склады. По словам источников РБК-Украина, еще в сентябре Минэнергоугля уверяло, что запасов топлива “более, чем достаточно” для прохождения отопительного сезона.

Согласно официальным данным Минэнергоугля, по состоянию на 11 октября, на складах государственных и частных ТЭС суммарно 1,42 млн. т угля газовой группы при норме в 1,43 млн. т на эту дату. Угля антрацитовых марок не хватает всего 188 тыс. т – на складах около 210 тыс. т при норме в почти 400 тыс. т.

При этом самыми “проблемными” являются именно государственные Змиевская и Трипольская ТЭС (ПАО “Центрэнерго”), у которых запасов антрацита хватит лишь на 5 дней работы, а газового угля – на 12-15 дней и Славянская ТЭС (ПАО “Донбассэнерго”) – 3 дня работы. Остальные теплогенерирующие предприятия, львиная доля которых принадлежит холдингу ДТЭК, обеспечены углем, которого должно хватить как минимум на месяц работы.

Это означает, что сбалансировать нехватку угля – основного сырья для производства электроэнергии, чиновники планируют традиционным образом: за счет увеличения доли дешевой атомной энергетики и, разумеется, дорогой энергогенерации ДТЭКовских предприятий. И чем выше доля последней – тем выше заработки энергохолдинга Ахметова.

По данным ГП “Энергорынок”, средняя цена продажи электроэнергии для ТЭС – 1,8 тыс. грн./МВт*ч, “Энергоатом” продает по 548,34 грн./МВт*ч , ГЭС – 1,48 тыс. грн. за мегаватт, “зеленая энергетика” – 5 тыс. грн.. При этом атомная и тепловая генерации в структуре производства электроэнергии занимают серьезную долю – 58% и 31% соответственно. Учитывая, что электроэнергия, произведенная ТЭС, дороже, то, чем больше доля тепловой генерации, тем выше оптовая цена электроэнергии.

В самой компании ДТЭК, заявили, что к октябрю на складах их ТЭС находится 1,3 млн. т энергетического угля. В ДТЭК не скрывают, что угольные преференции работают только “в плюс” компании. “Преимущество приоритетного использования украинского угля очевидно – его стабильно добывают в Украине и его можно быстро привезти на ТЭС железной дорогой. Это подтверждается текущим объемом топлива на складах наших ТЭС. Благодаря своевременным поставкам угля “ДТЭК Энерго” на 5,3% (66 тыс. т) перевыполняет план накопления угля, утвержденный профильным министерством”, – цитирует пресс-служба “ДТЭК Энерго” директора по генерации электроэнергии холдинга Сергея Куриленко.

Как украинцы переплачивают компании олигарха Ахметова?

“Сжигать” украинский уголь для производства электроэнергии ДТЭКу очевидно выгодно. С мая 2016 года, благодаря решению национального регулятора – НКРЭКУ – в тариф на электроэнергию, произведенную ТЭС, закладывается цена энергетического угля на европейской товарной бирже за последние 12 месяцев.

Эта формула более известна как “Роттердам плюс”, поскольку ориентиром для так называемого импортного паритета выбрана среднегодовая стоимость топлива газовой группы в портах Амстердам-Роттердам-Антверпен (индекс АРI2). В соответствии с ней определяется оптово-рыночная цена на электроэнергию.

По состоянию на октябрь, этот индекс составляет 99,2 долларов/ту (почти 2,7 тыс. грн.). По данным СМИ и экспертов рынка, сейчас себестоимость украинского угля не превышает 1,1-1,5 тыс. грн.. Хотя Минэнергоугля регулярно сообщает, что себестоимость украинского угля выросла на 30% и превышает 2,7 тыс. грн.. При том, что затраты на добычу топлива в последние годы значительно не менялись, обоснование такого роста остается под вопросом.

Использование формулы “Роттердам плюс” на самом деле означает, что, на протяжении 2,5 лет, в тариф на электроэнергию стоимость угля украинской добычи закладывается с учетом несуществующей доставки его из порта Роттердам. Для понимания: сейчас львиную долю в импорте энергетического угля антрацитовых марок занимает Россия – практически 75% от объема всего ввезенного топлива (ежемесячные поставки на 400-500 тыс. т преимущественно для предприятий ДТЭК). Из Нидерландов уголь не импортируется. При этом, что привязка к импортному паритету совершенно не обоснована, ведь Украина добывает в разы больше угля, чем закупается на внешнем рынке. За восемь месяцев этого года добыча украинского угля газовой группы составила порядка 18 млн. т – более 80% добыто на шахтах ДТЭК.

В результате за последние годы, тариф для населения повышался 5 раз, и стоимость электроэнергии для потребителей выросла почти на 300%. По данным главы Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника, ведомство которого уже второй год проводит расследование в отношении правомерности формулы “Роттердам плюс”, сверхприбыли энергогенерирующих компаний благодаря этому механизму только за год составила 15 млрд. грн.. При этом с учетом фактически монопольной доли холдинга ДТЭК на рынке порядка 80% этого “пирога” досталось именно этой компании.

Примечательно, что в сентябре НКРЭКУ заявило, что проверили объективность формулы “Роттердам плюс”, и пришли к выводу, что она – правильная и справедливая. При этом регулятор сообщил, что при проверке опирался на данные исследования Европейской угольной ассоциации, единственным украинским членом которой является компания ДТЭК.

Но “Роттердам плюс” не единственная возможность для холдинга ДТЭК заработать миллиарды. Несмотря на заявленный Минэнергоугля дефицит топлива, с которым ведомство намерено бороться, предоставляя преференции компании ДТЭК, нехватка угля на складах украинских ТЭС не мешает стране экспортировать электроэнергию.

По данным Госфискальной службы, с января по август экспорт украинской электроэнергии в Венгрию, Молдову и Польшу вырос на 21% – до почти 214 млн. долларов в денежном эквиваленте. Как известно, Украина экспортирует электроэнергию с изолированного от Объединенной энергосистемы “Бурштынского энергоострова”. “Замкнутые” в нем Бурштынская и Добротворская ТЭС входят в структуру холдинга ДТЭК.

Только в 2017 году экспорт превысил 5 млрд. кВт-ч, что, по оценкам экспертов, эквивалентно 2 млн. т угля газовых марок. К сентябрю 2018 года экспорт уже превысил 4 млрд. кВт*ч (порядка 1,5-1,8 млн. т угля). То есть, получается, что дефицит, декларируемый Минэнергоугля, существует только, когда речь идет о необходимости наполнить склады теплогенерирующих предприятий ДТЭК. Но, в то же время, топлива достаточно, чтобы эта компания продавала электроэнергию в соседние страны, сжигая “дефицитное” топливо.

Как известно, ГП “Энергорынок” покупает электроэнергию у всех производителей, а потом продает ее трейдерам и поставщикам по средневзвешенной цене. Покупает ГП у тепловой генерации и, в частности, у ДТЭК по установленному для ТЭС тарифу (1,8 тыс. грн./МВт-ч) и продает экспортеру – “ДТЭК-Трейдинг” по оптовой цене – 1,58 тыс. грн./МВт-ч. Разница, которая на сегодня превышает десятки млрд. грн., закладывается в тариф и покрывается за счет украинских потребителей.

Фактически, украинцы субсидируют экспорт для компании ДТЭК. Поскольку на европейском рынке ДТЭК не может диктовать свои условия, компания продает электроэнергию в Венгрию в среднем на 10-15 евро/МВт-ч дешевле, чем покупает по оптовой цене у “Энергорынка”. Но именно благодаря высокому тарифу для ТЭС и разнице с рыночной ценой, ДТЭК зарабатывает на украинских потребителях необоснованную экономикой прибыль, превышающую на сегодня 30 млрд. грн., говорят эксперты.

При этом конкурировать на украинском рынке с доминирующей долей ДТЭК некому. Разрешение на импорт дешевой европейской электроэнергии не дает ни Минэнергоугля, ни отраслевой регулятор. (Марина Данилевич, РБК-Украины/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий