Понедельник, 5 ноября, начался с падения цен на нефть на биржах всего мира. Так, по данным Лондонской биржи ICE, январские фьючерсы на нефть марки Brent упали на 0,26%, до $72,64 за баррель. По данным американского агентства EIA, фьючерсы WTI опустились до $63,69, что на $3,64 меньше, чем неделей ранее.
Однако само по себе падение началось раньше. Еще в четверг, 1 ноября, нефть Brent упала в цене впервые с 22 августа до $72,84. На следующий день на торгах цены на нефть обновили минимальные значения с конца августа. Стоимость январских контрактов на сорт Brent опускалась до $72,46 за баррель – самого низкого с 21 августа уровня. Всего же с начала октября Brent и WTI потеряли в общей сложности более 15% своей стоимости.
Нынешнее снижение цен связано с двумя факторами. Первый – опасения, что спрос на нее сократится из-за торгового конфликта между США и Китаем. Другой – ожидание вступления в силу второй части американских санкций против Ирана. Крупнейшие потребители нефти в мире были успокоены обещаниями стран ОПЕК и Саудовской Аравии обеспечить рынок нужным количеством нефти и предотвратить падение предложения. То есть заранее подготовились все, кому надо, – сделали запасы (благодаря чему цены на нефть росли), и потому введенные, наконец, санкции никак не повлияли на рынок.
Напомним, что США возобновили действие санкций против Ирана в понедельник, 5 ноября. Они касаются экспорта иранской нефти и банковского сектора. Ранее госсекретарь Майк Помпео говорил, что экономические ограничения будут введены против более чем 600 физических и юридических лиц Ирана. Но в результате в санкционный список США по Ирану попали более 700 физических лиц, компаний, морских и воздушных судов, включая крупнейшие банки и компании, занимающиеся экспортом нефти.
Эксперты прогнозируют, что поставки иранской нефти на мировой рынок упадут примерно на 1-1,5 млн. баррелей в сутки. Между тем власти США предоставят отдельным странам разрешения продолжить закупки иранской нефти и после введения санкций. По данным источников агентства Bloomberg, речь идет о восьми странах, в число которых входит Индия, один из основных покупателей нефти у Ирана. Также послабление будет сделано для Турции: Вашингтон всячески старается сохранить остатки хороших отношений с Анкарой. А значит, санкции все же окажутся “неполноценными”.
Добыча нефти в странах ОПЕК выросла до максимума с ноября 2016 г. вслед за ростом производства в Саудовской Аравии и Ливии, которое компенсировало снижение поставок из Ирана. 15 стран ОПЕК увеличили добычу на 430 тыс. баррелей в сутки (б/с) в октябре, до 33,33 млн. б/с, что на 10 млн. б/с выше по сравнению с 2010 г. Одна только Национальная нефтяная компания Абу-Даби планирует увеличить свои мощности до 4 млн. б/с до конца 2020-го и до 5 млн. б/с к 2030 г. Сейчас ее производство черного золота составляет немногим более 3 млн. б/с.
На мировом рынке рост добычи нефти наложился на снижение рентабельности нефтепереработки и общее замедление экономического роста. То есть снижения спроса на нефть. В такой ситуации снижение цен должно было произойти вообще безотносительно ситуации с Ираном.
Санкции: вернуть и ужесточить
Напомним, минувшим летом президент США Дональд Трамп обрушился с резкой критикой и обвинениями на Хасана Роухани, главу Ирана. Трамп в своем Twitter писал: “Даже не помышляйте о том, чтобы снова угрожать США. Иначе на вас свалятся беды, равные которым мало кто испытывал в истории человечества”. На эти угрозы ответил иранский генерал-майор Касем Сулеймани, который предупредил Трампа о том, что в случае войны с его страной, Америку ожидают очень неблагоприятные последствия: “Мы рядом там, где вы даже не можете себе представить. Если вы начнете войну, то мы ее завершим”.
Дональд Трамп после этого, наверное, уточнил на карте где находится Иран (вдруг действительно рядом), после чего решил возобновить действие санкций, введя ограничение против нефтяного сектора страны. Причем на этот раз санкции стали более жесткими, чем были в прошлом.
Возобновление пакета санкций США против Ирана совпало с годовщиной захвата американского посольства в Тегеране – оно случилось в 1979 г. в ходе Исламской революции. В стране прошли памятные митинги, посвященные этому событию, а верховный лидер аятолла Хаменеи выступил с общенациональным заявлением.
“Цель американских санкций – калечить и сдерживать экономику Ирана, но в реальности результатом стало стремление страны к самодостаточности”, – сказал Хаменеи соотечественникам. – Уже 40 лет продолжается противостояние между Америкой и Ираном, и наш враг предпринял немало шагов – от ведения военной и экономической борьбы до войны с помощью СМИ… Главная задача Соединенных Штатов во всем этом – вновь добиться доминирования, которое было в период тирании шаха. Но этого не будет”.
Стоит, впрочем, заметить, что американский президент никогда не произносит угрозу только один раз. В случае с санкциями против Ирана впервые Дональд Трамп объявил об их возобновлении еще в начале мая, громко разорвав “ядерную сделку” (так называемый “Совместный всеобъемлющий план действий”, СВПД), которая была подписана еще в 2015 г. В том соглашении участвовали Иран и “группа шести” в лице России, Великобритании, Китая, США, Франции и Германии. В соответствии с ним Иран обязался ограничить свою ядерную программу в обмен на отмену международных санкций, то есть точно такого же запрета на продажу нефти.
Однако на практике новое введение антииранских санкций сильно затянулось, что дало время на подготовку всем участникам конфликта. Оставалось место и для дипломатических маневров. Например, 3 ноября, за два дня до ввода новых санкций, Дональд Трамп заявил, что США готовы к заключению нового соглашению с Ираном на более жестких условиях: “Наша цель – заставить режим сделать четкий выбор: либо прекратить свое злонамеренное поведение, либо продолжать путь к экономической катастрофе”.
В переводе с трамповского языка на дипломатический это означало, что Белый дом готов не вводить санкции, если в Тегеране откажутся от своих ядерных амбиций не понарошку, а на самом деле. Что вполне логично: США, как крупнейший потребитель, обычно более всех страдают от роста цен на нефть.
Поссорит ли Иран Америку с Европой?
Своевольство Дональда Трампа, взявшегося самостоятельно разорвать “ядерную сделку”, вызвало возражения европейских партнеров США. Они-то с Ираном успешно торговали и не хотели терять деньги ради того, чтобы американский президент лишний раз ощутил себя хозяином мира.
Так что европейцы решили обойти ограничения, вводимые Вашингтоном. Уже в мае ЕС и Иран создали рабочую группу по вопросам нефтяной торговли. После этого, на протяжении всего лета и сентября-октября, структуры Евросоюза настаивали на необходимости сохранения для компаний из стран ЕС возможности финансовых операций с Тегераном и нефтяного экспорта из Ирана.
В частности, в Брюсселе напоминали, что иранская ядерная сделка была единогласно одобрена Совбезом ООН и имеет решающее значение для ядерного нераспространения и безопасности Европы, а также стран за ее пределами. Представители Европейской комиссии (правительства ЕС), в свою очередь, заявляли, что работают над минимизацией вреда от санкций для европейских компаний, которые хотят вести бизнес с Ираном и в Иране.
После этого глава американского Госдепа Майк Помпео заявил, что Вашингтон не позволит компаниям из Евросоюза вести бизнес одновременно и с США, и с Ираном. Так он ответил на вопрос журналиста, не прекратят ли некоторые европейские компании сотрудничество с США из-за иранских санкций. “Европейским компаниям не будет дозволено вести бизнес и с США, и с Ираном”, – сказал Помпео.
Теперь же президент Ирана Хасан Роухани заявил, что Тегеран будет торговать своей нефтью вопреки санкциям со стороны США. “Мы продолжим продавать нашу нефть, чтобы прорвать санкции”, – подчеркнул Роухани. Будущее теперь зависит от того, насколько серьезно нацелен Иран на “прорыв” санкций, и готовы ли ему помочь в этом европейцы. Если такая помощь действительно будет иметь место, то мир может ожидать торговая война куда серьезнее, чем обмен пошлинами между США и Китаем.
Украине во всей этой ситуации остается только наблюдать за происходящим – оно ее напрямую не затрагивает. Но если европейцы действительно поссорятся с американцами из-за Ирана, Украина может что-то выиграть. Ведь оба лагеря начнут активно искать себе новых союзников в регионе. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)