Международное рейтинговое агентство Fitch сомневается в успехе получения “Нафтогазом” компенсации от “Газпрома” в размере $2,56 млрд. В оценке перспектив выпуска евробондов украинской компании агентство не учитывало эту сумму и присвоило бумагам предварительный приоритетный необеспеченный рейтинг В-. Аналитики полагают, что “Нафтогаз” еще долго будет оставаться недооцененным активом. На это влияет не только спор с “Газпромом”, но и проблемы внутри самой Украины.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings консервативно настроено по поводу перспектив получения “Нафтогазом” $2,56 млрд. от “Газпрома” по решению Стокгольмского арбитража. В обзоре агентства, посвященном выпуску еврооблигаций украинской компании, отмечается, что сроки перечисления миллиардной компенсации со стороны российской компании неясны, да и сами перспективы взыскания средств с “Газпрома” туманны.
“Мы консервативно не учитываем в наших прогнозах присужденные “Нафтогазу” $2,6 млрд. плюс проценты, поскольку сроки их получения неясны”, – говорится в релизе Fitch, опубликованном на сайте агентства.
Еврооблигации “Нафтогаза” планируются к выпуску в форме кредитных нот. Fitch присвоило бумагам предварительный приоритетный необеспеченный рейтинг В-, а также рейтинг восстановления активов – RR4.
Финансовое положение “Нафтогаза” очень сложное, и причиной тому продолжение падения уровня жизни и спроса на газ на Украине при перманентном политическом кризисе, который может обостриться перед выборами президента страны и по их итогам, отмечает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. Цены на газ кратно выросли, но проблемы с платежной дисциплиной не позволяют компании пользоваться этим. Перспективы транзита также неясны. В итоге это делает “Нафтогаз” потенциально одним из самых интересных активов Восточной Европы, но его недооцененность может сохраняться еще многие годы и в итоге закончиться вместе с полной амортизацией основных фондов, полагает эксперт. Так, долги украинцев перед “Нафтогазом” уже превышают 80 млрд. грн., а в конце октября на Украине было принято решение о поэтапном повышении тарифов для населения, что в итоге может привести к новым проблемам с собираемостью платежей. При этом правительство страны разрешило “Нафтогазу” отключать газ за неуплату в минусовую температуру. Что, скорее всего, также не улучшит имидж компании среди граждан Украины.
В самом же “Нафтогазе”, а также в руководстве страны верят в получение денег от “Газпрома”. Речь идет о решениях Стокгольмского арбитража по поставке и транзите газа. По итогам взаимных исков за поставки газа в 2013-2014 годах и недопрокачки транзитных объемов “Газпром” оказался должен “Нафтогазу” $2,56 млрд. С чем российский газовый монополист был категорически несогласен.
Российская компания подала апелляционную жалобу в суд шведского округа Свеа, а “Нафтогаз” включил счетчик, чтобы начислять пени “Газпрому” за просрочку выполнения арбитражного решения.
Впрочем, несмотря на мнения экспертов и аналитиков, которые не ждут скорого решения спора и сомневаются в перспективах “Нафтогаза”, в Киеве решительно настроены поправить свои материальные трудности за счет российской стороны. Так, в начале октября украинская компания опубликовала заявление “о зачислении переплат за транзит газа в счет погашения пени, которая начисляется на задолженность российского монополиста согласно арбитражному решению от 28 февраля 2018 по транзитному контракту” в размере $9 млн. На 10 октября размер начисленной пени составлял более $100 млн.
И это была не первая попытка “Нафтогаза” любым способом призвать “Газпром” к ответу. Зарубежные активы “Газпрома”, в частности в Нидерландах, Швейцарии и Великобритании, также подвергаются аресту по требованиям Украины. Речь идет в том числе о компаниях Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG – операторах действующего газопровода “Северный поток” и строящегося “Северный поток – 2”. “Газпром” 14 июня подчеркнул, что добился в апелляционной инстанции приостановки исполнения “транзитного” решения.
Эксперты уверены, что такие действия “Нафтогаза” только осложнят и без того непростые отношения между сторонами газового конфликта, а Россия сможет оспорить действия Украины, что она и делает. Таким образом, число исков множится, и ситуация становится все более запутанной.
Сейчас все попытки “Нафтогаза” блокировать активы “Газпрома” в Европе продиктованы не столько стремлением принудить “Газпром” к выплате назначенной судом суммы, сколько желанием привлечь внимание к ситуации со стороны мировой общественности и надавить на контрагента в связи с перспективами перезаключения истекающих в 2019 году и расторгаемых по инициативе “Газпрома” контрактов на транзит и поставку газа, отмечает управляющий партнер компании “УК Право и Бизнес” Александр Пахомов.
Введение обеспечительных мер, например, в отношении Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG до вынесения решения Стокгольмским арбитражем в целом не имеет большого смысла, поскольку вряд ли Газпром имеет планы по отчуждению принадлежащих ему активов в целях ухода от ответственности, добавляет юрист.
При этом, по его мнению, для российской компании новость о присуждении рейтинга B- новому выпуску евробондов “Нафтогаза” в связи с пересмотром шансов на победу в суде украинской компании не несет ни позитива, ни негатива. Сумма требований к российской компании в масштабах ее деятельности незначительна и не может оказать существенного негативного влияния на финансовые показатели, чего нельзя сказать о самом “Нафтогазе”. (Екатерина Каткова, Газета.ru/Энергетика Украины и мира)