Все меньше ведущие компании, не говоря уже о малых или стихийных АЗС, уделяют внимание процессам контроля качества нефтепродуктов. Проверяющие органы не занимаются контролем качества нефтепродуктов. Это все приводит к “чисто одесским историям” – таким, как всплыла недавно. Ссылаясь на ТУ, которые не должны были пройти регистрацию, сеть АЗС “Катрал” открыто торгует бензином А-80, хотя продуктам такого качества путь на рынок официально закрыт с начала года.
После новости о несоответствии бензина автомобильного А-80 категории Евро-4, которое представлено в одесской сети “Катрал”, собственник компании заявил, что его топливо реализуется в соответствии с техническими условиями на бензин, зарегистрированными в 2016 году. Согласно основному документу – Техническому регламенту, на 2016 год было разрешено реализовывать топливо экологического класса не менее Евро-4, а в ТУ на данное топливо содержание бензола превышает 1%, что не соответствует даже классу Евро-3. Топливо стандарта Евро-4 запрещено к реализации в Украине с 2018 года.
Кроме того, компания пыталась отстоять свою позицию, пользуясь старой терминологией Технического регламента на автомобильный бензин. В 2015 году вышли новые законы “О стандартизации” и “О технических регламентах и оценке соответствия”, в которых пересмотрены многие термины, действовавшие ранее.
Хотелось бы задать вопрос, как эти ТУ прошли регистрацию, кто сертифицировал топливо, и почему потребители Одесской области вынуждены ездить на некачественном бензине?
Ответ очевиден. Если бы существовал полноценный государственный рыночный надзор, компания попала бы под существенные штрафы. И такие жесткие действия предотвратили бы будущие нарушения. Но государство устранилось от контроля качества нефтепродуктов, и это привело к массовым злоупотреблениям на рынке. Растет теневой сегмент: появляются нелегальные заводы и АЗС.
В последнее время на производствах и АЗС много случаев невыполнения основных законодательных требований – инструкций Минэнергоугля о порядке, приеме, хранении и отпуске нефтепродуктов, а также несоблюдение стандартов о порядке отбора проб, охране труда, промышленной безопасности, ведении необходимой документации, наличие документов в уголке потребителя.
Отрицательно сказывается на качестве нефтепродуктов и низкая квалификация сотрудников: лаборантов, инженеров и др. В целом, ведущие предприятия, АЗС так мало уделяют внимания кадровому вопросу, что число промышленных аварий, иногда с человеческими жертвами, только растет. И это связано не с техногенными катастрофами или форс-мажорами, причина – грубые нарушения требований по промышленной безопасности и охране труда.
В целом, контроль качества должен проводиться как независимыми экспертами, уполномоченными институтами, лабораториями, органами по оценке соответствия, так и Государственным органом рыночного надзора. Сегодня существует два органа Государственного рыночного надзора – Госпотребслужба и Госэкоинспекция (Минэкологии). К сожалению, эти структуры не имеют ни материальной базы, ни профессионального штата, ни конкретных планов касательно рынка нефтепродуктов.
Стоит отметить и еще один важный фактор. Бизнес не верит в справедливый государственный контроль качества нефтепродуктов. Проверки часто заканчиваются злоупотреблениями со стороны органов. Коррупционная составляющая и низкая квалификация проверяющих (неспециалисты отрасли) – это то, с чем постоянно сталкиваются прозрачные предприятия.
К сожалению, наличие современных, независимых и аккредитованных лабораторий в Украине, которые могут проводить испытания нефтепродуктов, можно пересчитать по пальцам. Создание новой полноценной лаборатории – недешевое удовольствие. Стоимость ее может достигать 1 млн. долларов, а то и выше. При этом органы государственной власти не стимулируют развитие в нашей стране отечественных лабораторий по контролю качества нефтепродуктов. Этот рынок заняли авторитетные международные компании, такие, как “Сейболт”, “Инспекторат”, “СЖС”, “Интертек” и др.
Только открытый диалог власти, общественных ассоциаций и ведущих предприятий на рынке нефтепродуктов позволит выработать эффективный и прозрачный механизм решения этой проблемы. Изобретать велосипед не нужно. Есть опыт ведущих стран ЕС. Необходима система мониторинга потокового контроля качества нефтепродуктов (отображенная в стандартах EN) c шифрованием проб и минимизацией воздействия на процесс контроля качества.
Также уместным будет внедрение международных систем менеджмента качества, экологии, охраны труда, социальной ответственности. Все перечисленное уже давно существует в ЕС и является типовым для любой организации. Такие системы качества помогают перейти от ручного управления к системной работе и настроить бизнес-процессы, начиная от закупки и заканчивая обратной связью с потребителем. И независимый орган по сертификации может подтвердить, что компания соответствует этим процессам. Уменьшается влияние “человеческого фактора”, то есть влияние заинтересованных сторон на процесс рыночного надзора. В таких условиях рынок нелегальных нефтепродуктов существовать не может.
Наведение порядка в сфере контроля качества нефтепродуктов откладывать дальше нельзя. От этого зависит качество нашей с вами жизни, в том числе и удовольствие от вождения собственного автомобиля. (Александр Лютый, главный аудитор органа по оценке соответствия “Промстандарт”/Энергетика Украины и мира)