Украинские чиновники вновь озаботились теневым рынком нефтепродуктов. На прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко поручил и. о. главы Государственной фискальной службы Александру Власову и председателю комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нине Южаниной оперативно разработать план мероприятий по борьбе с нелегальными автозаправочными станциями (АЗС).
Почти одновременно с этим правительство обсудило на секретном заседании проект закона №9260 “О внесении изменений в Налоговый кодекс”, а спустя несколько дней внесло его в Раду. Документ, в частности, предусматривает внедрение ряда механизмов, направленных на искоренение теневого сегмента из нефтегазовой отрасли, а именно:
* С июля 2019 г. предлагается ввести лицензирование деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной торговле топливом.
* Модернизировать Систему электронного администрирования реализации топлива (СЕАРП) с переходом на учет топлива по акцизным складам.
* Поэтапно ввести систему контроля за оборотом и остатками топлива на акцизных складах с использованием уровнемеров и расходомеров-счетчиков.
* Учредить контроль за целевым использованием авиатоплива.
Как рассказала UBR.ua президент Нефтегазовой Ассоциации Украины (НАУ) Нелли Привалова, реализация таких мероприятий поможет ликвидировать теневые схемы, сделать рынок более прозрачным, повысить его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, а также увеличить поступления в госбюджет на сумму до 10 млрд. грн. в год. Именно во столько, по словам экспертов, оцениваются прогнозные потери государственного и местных бюджетов в этом году от деятельности нелегалов.
Для сравнения, это 50% годового бюджета на закупку медикаментов для всей страны, треть бюджета Укравтодора и одна восьмая бюджета Минобороны.
“Наш бизнес, который работает исключительно в правовом поле и платит все налоги, конечно страдает от засилья нелегальных “бочек”. Клиенты ищут более дешевое топливо для авто, однако почти никто не обращает внимания на растущий риск приобрести некачественный продукт на “черных” АЗС без каких-либо документов и сертификатов”, – заметил в разговоре с UBR.ua руководитель департамента маркетинга сети АЗК “ОККО” Василий Дмитров.
Всем по лицензии
Бороться с топливными наливайками чиновники предлагают при помощи спецлицензий. Одни, стоимостью 5 тыс. грн. в год, станут выдавать нефтебазам на право оптовой торговли. Другими (2 тыс. грн. в год) должна будет обзавестись каждая заправка. Сумма небольшая, говорят заправщики, и вряд ли скажется на цене топлива на легальных АЗС. К тому же зачислять собранные средства станут в местные бюджеты.
А вот “бочкам” станет работать практически невозможно. Отличить нелегалов не составит никакого труда, а мотивов бороться с ними у местных властей появится гораздо больше. Сейчас, к примеру, лицензирования вовсе нет, а заправщики получают только “технические условия”. Новые лицензии будет выдавать ГФС, а за производство или продажу “левых” нефтепродуктов станут нещадно штрафовать. Если АЗС поймают за реализацией такого топлива, ей грозят штрафы от 250 тыс. до 1 млн. грн.
По экспертным оценкам, на сегодняшний день в Украине с нарушениями работают, по меньшей мере, 1,5 тыс. заправок. Объем реализации топлив через заправочные пункты, которые работают без разрешительных документов, составляет порядка 40 тыс. т в месяц.
“Теневой рынок в сегменте дизтоплива (ДТ) составляет около 20%, в сегменте сжиженного газа – 30-50% в зависимости от региона. Нелегальные точки продаж размещаются и эксплуатируются без надлежащего оформления землепользования, без разрешений на эксплуатацию объектов повышенной опасности. Реализуют топливо без применения РРО, работаю без оформления трудовых отношений с работниками. Создают угрозы для жизни и здоровья граждан. Искажают добросовестную конкуренцию на рынке”, – рассказала UBR.ua Нелли Привалова.
К сожалению, несмотря на ожидания экспертов, объем серого и черного нефтегазовых рынков в этом году только увеличился. К самым распространенным нынче схемам относятся:
- “Черные” – объемы топлива не учитываются ни в какой отчетности: контрабанда или нелегальное производство нефтепродуктов без декларирования, РРО, уплаты налогов. Реализуются в рознице или оптовым покупателям – конечным потребителям (нелегальные бочки).
- “Серые” схемы существуют ввиду отсутствия контроля за соответствием фактического и документального оборота топлива. В этом случае, налоги уплачиваются лишь частично.
К ТОП-3 “серых” схем можно отнести:
* “Скруточная” схема – за импорт и производство топлива налоги уплачиваются, оно фактически реализуется в рознице за наличные (через АЗС, АГЗС, АГЗП), но без применения РРО, а в отчетности отражается как проданное оптом юрлицам. В результате образуются: неучтенная наличная выручка на месте розничной продажи, фиктивный НДС и расходы, уменьшающие прибыль у юридических лиц, “купивших” документы на топливо.
* “Талонная”: юрлица покупают талоны на заправку у эмитентов, получают у них документы на весь объем топлива по таким талонам, уменьшают платежи в бюджет по НДС и налогу на прибыль на полную стоимость купленного топлива. Часть топлива используют для своих нужд, вторую продают талонами за наличные конечным потребителям, которые заправляют по ним свои авто (никаких документов люди не просят), а документ (налоговая и товарная накладные) продают конвертационным центрам. В результате этой схемы у юрлиц образуется неправомерный налоговый кредит по НДС, расходы, уменьшающие налог на прибыль и неучтенная наличная выручка на часть стоимости топлива, на которое проданы талоны.
* Блендинг (смешивание) авиатоплива и “дизеля”, которое продается как обычное автомобильное ДТ, что позволяет недоплачивать акциз, ведь ставка акциза на авиатопливо очень низкая (27 евро/1000 л).
Дизель потек в тень
Основная часть нелегалов состоит из газовых бочек. Но за последний год, “тень” начала расширять ассортимент и устанавливать бочки еще и с дизельным топливом, говорят заправщики.
“Сегодня, по подсчетам специалистов, количество нелегальных дизельных бочек уже превосходит по количеству нелегальные газовые заправки. Во многих местах рядом с газовыми выросли и дизельные бочки. Соответственно, сейчас в тени находится около 30 – 40% (в зависимости от вида горючего) розничной торговли топливом. Для бензинов теневая доля пока не столь значительна”, – подметил в разговоре с UBR.ua Василий Дмитров.
Как правило, говорят эксперты, это “хозяйство” установлено без соблюдения пожарных норм, без соблюдения технологий и, конечно же, без кассовых аппаратов.
В прошлом году, благодаря усилиям киевских властей, в столице было демонтировано более 300 нелегальных АГЗС, которые составляли техногенную опасность для города и продавали контрафактный продукт. Однако проблема в том, что многие демонтированные газовые модули сегодня снова работают, но не в Киеве, а в Киевской области. А местные администрации как на Киевщине, так и в других регионах не проявляют достаточной активности в борьбе с нелегальными заправками, говорят заправщики.
“Размер теневого рынка превышает те цифры, которые мы себе представляли ранее. Радует, что областные администрации и, как видим, Президент активно включились в борьбу с “тенью”, – подметил в беседе с UBR.ua директор департамента стратегического маркетинга и развития сети “БРСМ-Нафта” Александр Мельничук.
Вместе с тем, если законопроект все же примут, и борьба с нелегалами принесет ожидаемые результаты, заправщики обещают не поднимать ценники на своих АЗС для автомобилистов. Предусмотренные в документе финансовые расходы на установку приборов учета или получения лицензий не отразятся на конечной цене для потребителя. И вместо “схемного” дешевого топлива водители будут покупать качественный, законно изготовленный или ввезенный нефтепродукт.
“Сама лицензия недорогая. Это не повлияет на дополнительные затраты АЗС и вряд ли существенно скажется на наценке на топливе. Так же есть требование установить уровнемеры на резервуарах. Это затратнее. Один уровнемер (а на заправках как правило не менее 5-и продуктов) стоит около 50-60 тыс. грн. Однако, многие сети уже установили уровнемер, так как они обеспечивают надлежащий уровень управленческого контроля остатков, физического движения товара и упреждает факты воровства. К тому же, если с уходом серых АЗС оставшиеся операторы получат рост проливов, то затраты в уровнемеры будут оправданы. Таким образом, эти нововведения не должны привести к росту цен”, – рассказал UBR.ua эксперт рынка нефтепродуктов, член набсовета “Интегрум Венчурс” Александр Киримов.
Очередей заправщики у своих колонок также не ожидают. Когда из Киева выгнали нелегальные газовые модули, у официалов начали собираться большие очереди из автомобилистов-бывших клиентов “черных” газовщиков. Заправки были не готовы “переварить” такое количество новых клиентов. Если же страну захлестнет новый виток борьбы с нелегальными заправками, в этот раз официалы обещают быть готовыми и очередей быть не должно. К тому же, говорят заправщики, какая-то часть “серых” схемщиков смогут легализоваться и оттянуть на себя часть клиентов.
“Очередей не будет. Инфраструктура готова. К примеру, мы в тот пиковый спрос переоборудовали свои АЗС – газом можно заправиться на любой колонке, мы заправляем газом до 12 машин одновременно на одной АЗС”, – pr-директор сети АЗС KLO Анна Самойленко. (Денис Вергун, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)