НАК “Нафтогаз Украины” и ее “дочка” “Укргаздобыча” требуют 111 млрд. грн. компенсации из госбюджета за поставки населению природного газа в 2015-2017 гг. по сниженным ценам в рамках спецобязательств. Вопрос – по какому праву?
Атака на бюджет
Согласно отчету нацкомпании за прошлый год, убытки “Нафтогаза” составляют 12,1 млрд. грн., убытки “Укргаздобычи” из-за “нерыночной” цены на газ – 74,8 млрд. грн., а еще у “Нафтогаза” есть связанный резерв на сомнительную задолженность в размере 24,1 млрд. грн.
А в октябре указанные компании подали иски к Кабинету Министров. “Нафтогаз” требует 6,6 млрд. грн., мотивируя это тем, что правительство не предусмотрело механизм и источников компенсации ему убытков, понесенных в четвертом квартале 2015 г., из-за выполнения спецобязательств по поставкам голубого топлива населению. В свою очередь, “Укргаздобыча” требует 56,8 млрд. грн. за то, что, выполняя спецобязательства, лишилась возможности свободно продавать газ по рыночным ценам.
Убытки или сверхприбыли
Однако такие аппетиты госкомпаний не увязываются с законодательством. Посмотрим. Согласно Закону Украины “О рынке природного газа” субъект, на которого накладываются специальные обязательства, имеет право на компенсацию именно экономически обоснованных расходов за вычетом доходов, полученных в процессе исполнения таких обязательств. Причем обязательно учитывается допустимый уровень прибыли, который определяется согласно порядку, утвержденному Кабмином.
А теперь посмотрим, есть ли у “Нафтогаза” и “Укргаздобычи” законное право требовать миллиарды.
По данным аудиторского отчета “Нафтогаза” за 2015 г., финансовая поддержка нацкомпании от правительства в 2015 г. составила 29,7 млрд. При этом подлежащая компенсации разница в ценах на газ из-за спецобязательств составила 17,3 млрд. То есть в 2015 г. “Нафтогаз” получил от Кабмина больше на 70%, или на 12,4 млрд. Поэтому непонятно, о каких 6,6 млрд. компенсации за 2014 г. заявляют в “Нафтогазе”.
В аудиторском отчете “Нафтогаза” за 2016 г. тоже зафиксирована валовая прибыль при выполнении спецобязательств в размере 13,6 млрд. грн., а значит, нет оснований требовать компенсации. И только в 2017 г. “Нафтогаз” действительно понес относительно небольшие убытки в 0,588 млрд. грн. Теоретически он мог бы потребовать их компенсации, но только если бы подал отчет об использовании “лишнего” финансирования от правительства за предыдущие годы.
Теперь посмотрим, как обстоят дела с 56,8 млрд. грн., которые хочет отсудить “Укргаздобыча” за то, что не могла продавать газ по рыночным ценам.
Для начала определим допустимый уровень прибыли “Укргаздобычи”, который подлежит компенсации согласно законодательству. В аудиторском отчете компании за 2017 г. зафиксирована суммарная чистая прибыль за 2016-2017 гг. в размере 42 млрд. грн.
И за этот же период, согласно отчету о движении денежных средств, на капитальные инвестиции пошло порядка 17,7 млрд. грн. А это значит, что чистой прибыли у “Укргаздобычи” было более чем достаточно. Итак, причин для каких-либо компенсаций из бюджета нет. В компании, правда, требуют выплатить ей разницу между ценой газа на немецком хабе и установленной правительством ценой, однако в законе об этом нет ни слова.
Наоборот, рассмотренные данные дают основания правительству пойти в атаку – подать встречные иски к “Нафтогазу” и “Укргаздобыче” с требованием вернуть миллиарды дополнительного финансирования, которые неизвестно куда потрачены.
Дивиденды вместо добычи
Осваивая внушительные прибыли, “Укргаздобыча” еще и начала срывать утвержденную в 2016 г. правительственную программу развития газодобывающей отрасли Украины до 2020 г. Так, по последним сообщениям, компания снизила прогноз добычи газа на 2018 г. с 16,5 до 15,5 млрд. куб. м якобы из-за отсутствия новых лицензий на разработку недр.
Однако факты говорят о том, что в “Укргаздобычи” просто не хотят вкладываться: несмотря на то что в компании определили потребность в капитальных расходах на уровне 30 млрд. в год, в действительности, по данным финотчетности, на эти цели выделили в разы меньше средств. В текущем году хроническое недофинансирование капитальных инвестиций продолжается.
А все потому, что “Нафтогаз Украины”, по сути, изымает всю прибыль “Укргаздобычи” в виде выплаты дивидендов – свыше 40 млрд. грн., более чем годовой объем необходимых инвестиций в добычу газа. (Алекса Швец, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)